Как спасти моногорода

| статьи | печать

При существующем соотношении генерируемого и оставляемого в местном бюджете объема налогов наивно ожидать большой заинтересованности муниципальных властей в эффективном развитии города, считает заместитель генерального директора Международного центра развития регионов Олег СТОЛЯРОВ.

— Олег Иванович, вы известны как сторонник финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Но практика показывает, что проблему монопрофильных городов им одним не решить.

— Это — предмет заботы государства, бизнеса и муниципалитетов, которые не способны решать проблемы моногородов при существующем распределении налогов по бюджетам разных уровней. Из рубля налогов, поступающих в разные бюджеты с территории города, в местном бюджете остаются 20 копеек.

Муниципальные власти заинтересованы только в том, чтобы планово получать финансы от бюджетов вышестоящих уровней. Называйте их как хотите — субвенции, субсидии, помощь, суть не в этом. Вышестоящие бюджеты заинтересованы в получении реального экономического эффекта от реализации проектов развития моногородов, невзирая на их общее бюджетное самочувствие. Значит, для решения проблемы моногородов надо менять принципы финансирования программ развития моногородов, чтобы реформировать их экономику.

— Каким образом?

— Все налоговые приращения от выполнения таких программ, причитающиеся федеральному и региональному бюджетам, должны в течение как минимум пяти лет становиться вкладом РФ и ее субъекта в реализацию проекта развития моногородов. И город сам будет зарабатывать средства для собственного развития. У него появится интерес эффективно управлять бизнес-планами, поскольку прозрачными становятся объемы вложений бюджетов всех уровней. Перераспределение налоговых потоков сформирует также интерес государства и региона к получению реальных, а не бумажных поступлений в бюджеты в результате реализации антикризисных проектов. Такого подхода к межбюджетным отношениям требуют масштаб и сложность проблем моногородов. В них проживает почти 20 млн россиян и производится не меньше трети ВВП страны. Вот почему нужна федеральная целевая программа развития моногородов. Она должна решить три основные задачи: модернизировать действующие предприятия для выпуска конкурентоспособной и востребованной продукции, создать новые предприятия, способные выпускать конкурентоспособный продукт для внутреннего и внешнего рынка, повысить территориальную и профессиональную мобильность населения моногородов для перемещения высвобождающихся трудовых ресурсов.

— Но люди не хотят покидать свои города. Пример жителей Пикалева тому подтверждение. Думаете, прочитав программу, они соберутся в дорогу?

— На самом деле государство еще не способно организовать массовое переселение людей и создать для них новые рабочие места. Главное — оно не может обеспечить переселенцев жильем. Остается один способ решения проблемы мобильности населения — строительство доходных домов с недорогой, но долгосрочной арендой. Многие страны мира идут по такому пути, поскольку приобретение жилья в кредит возможно при равенстве среднемесячного дохода семьи с рыночной стоимостью квадратного метра жилья. К сожалению, практика переселения соотечественников из-за рубежа показала, что исполнительная власть в регионах и органы местного самоуправления не готовы решать такие масштабные задачи.

— А села тем временем пустеют...

— Для переселения жителей моногородов в сельскую местность существуют три экономические компоненты: возможность привлечения кредитов агропромышленными предприятиями для пополнения оборотных средств, роста производства продукции, увеличения численности работающих; возможность привлечения инвестиций для капиталовложений в развитие производственной базы и соответственно для увеличения числа работников; наличие торгово-закупочного кооператива, обслуживающего частные мелкотоварные производства. Последнее условие обязательно, чтобы продукция инициативных переселенцев не становилась добычей перекупщиков.

Но захочет ли бизнес участвовать в реализации федеральной целевой программы по моногородам?

— Могут возникнуть две ситуации. Первая, когда в развитии моногорода заинтересованы корпоративные инвесторы и имеется возможность их долевого участия в реализации инвестиционных проектов. Тогда Федерация, ее субъект и муниципалитет финансируют создание необходимой для бизнеса инженерной инфраструктуры. Эти инфраструктурные программы реализуются в пакете с бизнес-планами, поскольку, как показала практика Инвестиционного фонда, раздельная реализация проектов инфраструктуры и производственных проектов ведет к значительному отставанию выполнения бюджетных программ.

Вторая ситуация возможна при отсутствии интереса корпоративных инвесторов. Или когда он не обнаружился. Тогда принимаются программы, обеспечивающие в моногороде минимальные стандарты качества жизни. Объемы финансирования определяются трехсторонней комиссией.

В любом случае федеральная целевая программа должна стимулировать интерес корпоративных инвесторов к развитию экономики моногородов.