Кризис не заставил граждан молчать в трубки

| статьи | печать

Телекоммуникационный сектор РФ оказался меньше подвержен влиянию кризиса, чем другие отрасли. Россияне скорее откажутся от турпоездки или похода в ресторан, чем сократят расходы на телефон либо Интернет. К такому выводу пришли исследователи Центра рейтингов и сертификации Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук (ИНЭС).

Выводы ученых подтверждают результаты опроса, проведенного агентством маркетинговых исследований Profi Online Research в II квартале 2009 г. среди жителей крупных городов с населением более 1 млн человек в возрасте от 18 до 55 лет. Отвечая на вопросы, менее четверти респондентов отметили, что начали сокращать свои расходы на услуги сотовых операторов из-за кризиса.

В другом исследовании компании, проведенном в III квартале 2009 г. и посвященном изучению изменения в потреблении и мотивации потребителей в кризис, маркетологи решили опросить мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет по всей России. Как оказалось, несмотря на финансовые трудности 40% потребителей отказываются экономить на услугах интернет-провайдеров, а 37% не соглашаются сокращать расходы на сотовую связь. Меньшее число россиян в дни финансовой нестабильности готово отказаться от экономии на услугах туристических агентств (10% опрошенных) и походах в кафе, рестораны и бары (11%).

В условиях кризиса среди тех, кто все же начал сокращать затраты на услуги сотовых операторов, более половины решили сэкономить на использовании дополнительных платных сервисов, например на услугах голосовой почты, переадресации вызовов, скачивании мелодий. Более трети участников опроса сокращают расходы на интернет-трафик, предпочитая выходить в Интернет со стационарного компьютера.

По прогнозам Минэкономразвития, по итогам 2009 г. темпы роста телекоммуникационной отрасли замедлятся до 102% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Объем рынка услуг связи за этот период составит 1358 млрд руб., наибольшая доля в структуре останется за мобильной связью (44,3%).

Чтобы понять, какие меры использовали основные игроки рынка связи для преодоления кризиса, компания «КПМГ» исследовала приоритетные направления деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности.

Выяснилось, что основной мерой борьбы с кризисом стало сокращение инвестиционных программ. 58% опрошенных отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а 17% респондентов констатировали их уменьшение от 30 до 60%. Исследование показало, что подходы компаний к переоценке их стратегий существенно разнятся в зависимости от доли участия государства в уставном капитале компании или наличия у них собственной федеральной сети. Лишь 17% респондентов наиболее важным считают повышение тарифов, остальные придают этой мере меньше значения, что свидетельствует о стремлении компаний сохранить абонентскую базу в ухудшающейся экономической обстановке и возможном стремлении абонентов уменьшить расходы на связь.

По наблюдениям ИНЭС за I квартал 2009 г. телекоммуникационная отрасль стала лидером по количеству слияний и поглощений, где совершено 25 сделок (на 2-м месте сфера услуг и торговля — 23 сделки). Например, сотовый оператор МТС приобрел контрольный пакет (50,91%) мультисервисного оператора «Комстар». В результате слияния и реорганизации некоторые компании заработали сразу по нескольким направлениям: они предлагают высокоскоростной Интернет, телевидение, мобильную связь.

Однако ученые уверены, что наметившаяся тенденция долго не продержится. Из-за дефицита ликвидности и потребности в капиталовложениях перестраивать бизнес скоро станет невыгодно и количество слияний и поглощений пойдет на спад.

В целом крупные игроки отрасли связи чувствуют сейчас себя уверенно и смотрят в будущее с оптимизмом. По словам Михаила Шамолина, президента ОАО «МТС», объем российского рынка телекоммуникационных услуг к 2012 г. возрастет с 1278 до 1629 млрд руб. (оценка МТС основана на прогнозе ВВП России, подготовленном Минэкономразвития России в сентябре 2009 г.). Наибольший уровень роста ожидается в секторе фиксированного доступа в Интернет и сегменте платного телевидения. Мобильная связь останется самым крупным сегментом за счет потребления услуг передачи данных и контентных услуг. Другие направления рынка телекоммуникаций пока характеризуются высокой фрагментацией и недостатком финансирования.

Впрочем, хорошие перспективы развития имеются у всех участников рынка. По мнению экспертов Центра сертификации и рейтингов ИНЭС, дальнейшему развитию телекоммуникационной отрасли будет способствовать реализация проектов, обеспечивающих внедрение более современных видов услуг, в том числе модернизация магистральных сетей, создание условий для пропуска по ним международного трафика. Расширению рынка будет способствовать и развитие сетей широкополосного доступа, спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, цифрового телерадиовещания, модернизация наземной инфраструктуры. Не останутся связисты и без государственной поддержки, предусмотренной в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009—2015 гг.». Субсидии должны получить компании, работающие в сегменте почтовой связи, на спецобъектах, операторы, оказывающие универсальные услуги и закупающие космические аппараты.

Таблица 1

Десять наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги связи на территории России

Положение в 2009 г.

Компания

Индекс
стратегичности

1

«Мобильные ТелеСистемы»*

70,6

2

«ВымпелКом»**

69,9

3

«МегаФон»**

69,4

4

«Комстар — Объединенные Телесистемы»*

69,0

5

«Ростелеком»***

68,8

6

«Гарс Телеком»

68,0

7

«Межрегиональный ТранзитТелеком»

67,9

8

«Космическая связь»

67,3

9

Huawei Technologies

66,8

10

«Корбина Телеком»**

66,2

* АФК «Система».
** Консорциум «Альфа-групп».
*** ОАО «Связьинвест».

Источник: Центр рейтингов и сертификации Института экономических стратегий

Таблица 2

Прогноз развития российского телекоммуникационного рынка к 2012 г.

Сектор рынка

2008 г., %

2012 г., %

Мобильная связь

49

49

Корпоративный сегмент

12

13

Фиксированная связь

11

10

Фиксированный широкополосный доступ

4

6

Оптовые продажи

9

8

Телефоны

14

12

Платное ТВ

1

2

Всего, млрд руб.

1,278

1,629

Источник: ОАО «МТС»