Обгонять надо на подъеме

| статьи | печать

Одна из главных задач корпоративного управления в хвосте L-образного кризиса — сформулировать систему целеполагания для топ-менеджеров, которая мотивировала бы их к модернизации и работе на длинной дистанции. К такому выводу пришли участники III корпоративного форума «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса», организованного Национальным советом по корпоративному управлению.

Стратегия лыжников гласит, что обогнать соперников можно только на самом трудном участке — на подъеме. В отношении бизнеса это означает применение контрциклической системы капиталовложений. Чтобы остаться на рынке после окончания кризиса, вкладывать в модернизацию и создавать инновационные продукты нужно сейчас.

Несмотря на то что к этому российский бизнес призывают и партия, и правительство, и президент Медведев, значительных инновационных усилий предпринимателей пока не заметно. По словам директора ИМЭМО РАН академика Александра Дынкина, 23% российских предприятий в 2009 г. вообще не занимаются инновациями, в предыдущие же годы таких компаний было в разы меньше. Замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев объясняет слабую инновационную инициативу компаний тем, что у них сохранились другие резервы конкурентоспособности.

Почти все происходящее в экономике зависит от того, что делают на микроуровне компании и домохозяйства. Превалирование в оценке компаний принципа капитализации, а не эффективности мотивировало менеджеров на краткосрочный успех и повысило аппетит к риску. Переоцененные рынком, они получали доступ к дешевым деньгам и с неумеренным оптимизмом ввязывались в сомнительные инвестиционные проекты. Теперь для тех, кто управляет бизнесом, необходима новая система мотивации, которая позволит сосредоточиться на отладке эффективности и достижении долгосрочных целей.