Минфин затыкает дорожную дыру в бюджете

| статьи | печать

Минэкономразвития и Минфин России представили на рассмотрение в Правительство РФ варианты сокращения финансирования федеральных целевых программ на 2010—2012 гг. В значительной степени предлагается сократить транспортную программу, особенно автодорожный сектор.

Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 гг.» Владимир Путин подписал еще в мае 2008 г. на транспортном форуме в Сочи. Намечалось за пять лет вложить в развитие транспортной инфраструктуры 4,65 трлн руб., в том числе около 2 трлн в 2010—2012 гг.

Кризис спутал планы. Финансовое ведомство предложило сократить финансирование транспортных проектов в 2,3 раза от запланированного на 2010 г. уровня до 219,6 млрд руб.

Похожая цифра и в докладе министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной — 221,1 млрд руб. В 2011 г., по оценкам Минэкономразвития, бюджетные расходы на транспортную отрасль будут на 66% меньше запланированных — 217,5 млрд руб., в 2012 г. — на 70% — 216,6 млрд руб.

В Минтрансе были готовы к секвестрированию транспортной программы. Проблема обсуждалась на заседании Общественного совета ведомства. С докладом выступил министр Игорь Левитин. Он отметил, что в 2009 г. объем средств, предусматривавшихся на транспортную инфраструктуру как в рамках ФЦП, так и по непрограммной части, составлял около 516 млрд руб. После секвестрирования объем выделяемых средств снизился до 373 млрд руб.

Урезают не все проекты. В докладе главы Минэкономразвития России строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) и ремонт трассы М-4 «Дон» выделены в качестве приоритетных проектов.

По мнению экспертов Минтранса и его дорожного ведомства, ряд дорожных проблем сможет решить новая госкомпания «Росавтодор». Мол, компания сможет более оперативно и эффективно решать финансовые вопросы, выступая заказчиком строительства и ремонта дорог. Источниками ее дохода станут субсидии федерального бюджета и плата за сдачу в аренду придорожной земли, на которой располагаются автозаправки, кафе, гостиницы.

«Сомневаюсь, что создание новой структуры улучшит качество управления дорогами, хотя судить об этом можно будет только через несколько лет», — говорит управляющий директор ИК AG Capital Александр Агибалов. По его мнению, управляющая организация должна быть заинтересована в высоком качестве ремонта и строительства автодорог, что позволит сэкономить деньги. «В Германии, например, местный „Автодор“ получает деньги из бюджета, и чем реже он ремонтирует дороги без потери качества, тем больше оставляет себе в качестве дохода», — отмечает эксперт.

Согласно планам Минтранса к 2030 г. новая государственная компания должна будет создать в России сеть из 20 600 км высококачественных платных дорог. Две трети сети — существующие трассы, проезд по ним также станет платным.

Последние заявления чиновников по дорожной теме свидетельствуют о том, что наметилось некоторое разногласие в оценке ситуации между президентом Дмитрием Медведевым, его администрацией, Минфином и Минэкономразвития с одной стороны и Минтрансом — с другой. Первые утверждают, что строительство дорог в России обходится крайне дорого прежде всего для федерального бюджета. Транспортники же доказывают, что объем финансирования надо наращивать.

Президент Д. Медведев призывает иностранных инвесторов участвовать в инфраструктурных проектах в России, строить дороги, но конкретных и проработанных концессионных соглашений пока нет.

Есть все основания полагать, что в споре победят администрация президента и экономические министерства, тем более что бюджет уже скорректирован. Правда, пока нет уверенности, что в результате строить и ремонтировать дороги начнут быстрее, качественнее и дешевле.