Дал взаймы - налоговый агент?

| статьи | печать

Иногда организации предоставляют своим сотрудникам займы.

Каков порядок налогообложения дохода, полученного сотрудником от экономии на процентах?

ФНС РФ в своем Письме от 19.04.2005 № ГИ-6-04/322@ сообщила, что организация вообще не должна в этом случае исчислять доход в виде материальной выгоды, поскольку в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ определение налоговой базы при получении такого дохода осуществляется самим налогоплательщиком. У налогового агента в этом случае отсутствует обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.

Правда, при этом ФНС РФ указала, что организация все равно должна представить в налоговый орган сведения по форме № 2-НДФЛ о размерах материальной выгоды, исчисленной физическим лицом.

С последним высказыванием налоговиков можно поспорить. Ведь согласно ст. 24 НК РФ налоговым агентом признается лицо, на которое Налоговый кодекс возложил обязанность удержать налог у плательщика. В случае с материальной выгодой этой обязанности у организации нет. Следовательно, здесь нет налогового агента как такового, а значит, и не возникает обязанности уведомлять налоговую инспекцию об исчислении такого дохода самим физическим лицом.

Минфин посчитал, что споры по этому вопросу неуместны. В своем Письме от 14.11.2005 № 03-05-01-04/356 финансисты сообщили, что согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со-ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.

Таким образом, решил Минфин, при получении налогоплательщиком в результате отношений с организацией дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, указанная организация признается на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Возникновение у физического лица дохода в виде материальной выгоды в момент погашения процентов по кредиту не связано с выплатой организацией дохода, следовательно, у организации отсутствует возможность удержать НДФЛ.

Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика.

В этом случае исчисление и уплату НДФЛ налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.

Вместе с этим в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Таким образом, НДФЛ с дохода работников организации в виде материальной выгоды может удерживаться работодателем при выплате иных доходов (например, заработной платы) и за счет них.

Обязанности налогового агента возложены на организацию ст. 226 НК РФ, и для их исполнения не требуется получения доверенностей от физических лиц на удержание и перечисление налога.

Вообще-то в большинстве случаев в организациях материальную выгоду исчисляли и удерживали и до выхода данного Письма. Оно им даже облегчает работу, поскольку разрешает обходиться без доверенности от работника.

Что же касается организаций, которые материальную выгоду с работников не удерживали, то Письмо Минфина дает повод налоговикам изменить свою позицию по данному вопросу и предъявить организациям, выдавшим займы своим работникам, штрафы по ст.-123 НК РФ за невыполнение обязанностей налогового агента и по п. 1 ст.-126 НК РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Учитывая, что теперь налоговики штрафуют организации без обращения в арбитражный суд, может, стоит прислушаться к мнению Минфина?