С таким приданым - фаворитки!

| статьи | печать

Освоение колоссальных сырьевых запасов российского шельфа — это долгосрочная задача, позволяющая нашей стране нарастить экономическую мощь и поднять международный статус. По оценкам экспертов, к 2030 году мировое потребление энергоресурсов удвоится, а нынешние нефтегазоносные кладовые будут истощены. Поэтому шельфовые проекты представляют огромный интерес для крупнейших нефтедобывающих компаний мира.

Мы уже писали о Штокмановском газоконденсатном месторождении на шельфе Баренцева моря. Для нашей страны это уникальный проект, так как подводная добыча газа в условиях арктических температур ставит технологические задачи, которые еще не приходилось решать российским газовикам.

Зато подобные технологии успешно освоены норвежцами при разработке своего континентального шельфа. Поэтому две их крупнейшие компании — «Статойл» (Statoil) и «Гидро» (Norsk Hydro) — подали заявки на участие в освоении Штокмана. Но из пяти претендентов, вошедших в короткий список (Statoil, Norsk Hydro, Total, Shevron и Conoco Philips), в консорциум могут попасть не более трех.

Официальные позиции

Именно благодаря взаимодействию в отраслях нефтегазового комплекса российско-норвежское сотрудничество наращивает обороты. Как считает руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян, Россия и Норвегия имеют много общего как ведущие мировые нефтегазовые державы. Разница лишь в том, что Россия добычу углеводородного сырья ведет на суше, а Норвегия — на море. С точки зрения российских морских проектов норвежский опыт освоения шельфа, технологии, менеджмента и экологического контроля морской добычи может быть с успехом использован в наших условиях.

Министр энергетики Норвегии г-н Одд Регер Эноксэн, подчеркивая уникальность Арктического шельфа, говорит, что здесь, по оценкам экспертов, находится примерно четверть еще не разведанных мировых запасов нефти и газа. Отсюда и высокий геополитический интерес к Заполярью. Норвежцы активно разрабатывают свой участок Баренцева моря, привлекая иностранных инвесторов, и надеются на участие в российских проектах. Кроме того, вызывает особое опасение состояние экологии Баренцева моря — одного из самых чистых водоемов мира. По мнению министра, задачи по обеспечению экологической безопасности здесь необходимо решать совместными усилиями двух стран. А шельф Баренцева, Печорского морей и Сахалина — это уникальные проекты для взаимовыгодного сотрудничества.

Наша справка

Три этапа эксплуатации Штокмановского месторождения (по планам Норвегии):

  • 2006 — 2012 гг. — добытый газ на заводе перерабатывается в сжиженный и танкерами доставляется в США.
  • 2013 — 2020 гг. — газ по трубопроводу перекачивается в Санкт-Петербург, затем через Североевропейский газопровод (СЕГ) транспортируется в Европу. Не исключен вариант использования норвежского трубопровода для поставок топлива в Великобританию.
  • После 2020 г. реализуется СПГ + трубопроводный газ.

  • Чем интересен опыт норвежцев?

    Компания «Статойл» сейчас заканчивает ввод в эксплуатацию нового газоконденсатного месторождения «Сневит» (Белоснежка), которое, как и Штокман, находится на глубине примерно 250 метров. При его реализации были решены две принципиально важные технологические задачи:

    • подводный транспорт мультифазных потоков от скважины до берега по трубам большого диаметра;
    • организация подводной добычи без участия человека.Найденные решения позволили снизить стоимость эксплуатации всего месторождения.

    Подобные технологии можно использовать и на нашем Штокмане. Единственно, что пока не решено — как контролировать транспортировку газа с места добычи до берега на расстояние около 550 км. На «Сневите» этот процесс отслеживается одним оператором, но трасса там в 4 раза короче российской — около 143 км.

    Самым важным плюсом «Статойла» является наличие у него на терминале «Коув Пойнт» в США крупных мощностей по регазификации, хранению и транспортировке продукции (в 2008 г. после реконструкции они достигнут 10 млрд куб. м в год). По мнению аналитиков, это наиболее перспективный регион на газовом рынке США. Мощность же собственного завода СПГ составит около 5,7 млрд куб. м в год.

    У «Гидро» также есть своя аналогия со Штокманом — крупнейшее газоконденсатное месторождение «Ормен Ланге» с подводным оборудованием на глубине от 800 до 1100 метров. Добычу там также планируется осуществлять бесплатформенным способом, но завода СПГ не предусмотрено, так как газ с месторождения сразу по трубе пойдет в Великобританию.

    В Штокмановском проекте «Статойл» хочет приобрести 25% акций, а в обмен предлагает 10% в «Сневите». «Гидро» заявляет о намерении приобрести 20%-ную долю и участвовать во всей газовой цепочке, начиная от поставок оборудования и заканчивая реализацией СПГ, при этом также предлагает 10% в «Ормен Ланге». Окончательное решение о составе консорциума «Газпром» примет в ближайшие два месяца.

    К сведению

    Королевство Норвегия является вторым по величине экспортером природного газа в Европу. По итогам 2004 г. Норвегия экспортировала 75,4 млрд куб. м газа европейским потребителям. Доля нефтегазового сектора в ВВП Норвегии составляет порядка 20%.

    Основные разведанные запасы природного газа расположены в Северном море и составляют около 3,29 трлн куб. м.

    Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря — в 550 км от порта г. Мурманска.

    Запасы месторождения по категории С1+С2, утвержденные Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Минприроды РФ по состоянию изученности на 01.01.95 (протокол № 379 от 17.05.95), составляют 3,2 трлн куб. м газа и 31 млн тонн газового конденсата.