Карательная защита

| статьи | печать

С 1 мая 2009 г.1 действует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон о защите). Казалось бы, он призван оградить бизнес от чрезмерного давления со стороны чиновников и снизить административные барьеры в сфере предпринимательской деятельности. Но недавние инициативы правительства заставляют в этом усомниться.

На днях Правительство РФ предложило Госдуме принять законопроект (№ 279020-5), как сказано в пояснительной записке к нему, совершенствующий систему ответственности. Он подготовлен по поручению первого заместителя Председателя Правительства РФ И. Шувалова и дополняет
КоАП РФ нормами об ответственности, которые можно сгруппировать в три блока.

Первые два блока поправок направлены на защиту бизнеса. Третий вводит серьезную финансовую ответственность за нарушение предпринимателями закона, принятого для их же защиты.

Предупреждение вместо штрафа

Проект предусматривает дополнение некоторых составов нарушений обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Предлагается ввести такую меру ответственности, как предупреждение. Это самая легкая форма ответственности, предусмотренная КоАП РФ. Она согласно ст. 3.4 КоАП РФ выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменном виде.

Исходя из положений ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинения значительного вреда (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2009 № Ф03-6398/2008).

Смягчение наказания вводится в 55 статьях КоАП РФ. Среди них есть особо популярные у контролеров, например связанные с нарушениями трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ).

Напомним, что сейчас самое «легкое» наказание за это нарушение для юридических лиц — административный штраф от 30 000 до 50 000 руб. Такой суммой можно поплатиться за нарушение 15-дневного промежутка времени между выплатой работникам аванса и зарплаты. Вспомним ст. 136 ТК РФ: заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Не каждая организация соблюдает предписанный промежуток времени.

Упомянутый штраф выписывают и за невыдачу работникам расчетного листка при получении зарплаты. На практике такие листки обычно не выдают, когда зарплата перечисляется на карточку.

Список подобных нарушений можно продолжить. Предполагается, что за них контролеры смогут пожурить нарушителя письменным предупреждением.

Предупреждение может последовать и за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (ст. 14.5 КоАП РФ). Сейчас минимальное наказание для организаций за такое правонарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Мягкая мера ответственности в виде предупреждения будет предусмотрена, в частности:

  • за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ);
  • нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);
  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
  • нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Между тем благое намерение облегчить жизнь предпринимателей может обернуться коррупционным подходом при избрании контролером ответственности. Ведь именно проверяющим предоставлено право выбора.

Простой пример. Часто ли представители ГИБДД применяют такой вид ответственности, как предупреждение, к автомобилистам, нарушившим правила дорожного движения? Представляется, что такой же исход ожидает предпринимателей или им придется отстаивать право на мягкое наказание в суде, что влечет дополнительные финансовые и временные издержки для искателя правды.

Наказание для контролеров

Второй блок изменений вводит ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за нарушение требований Закона о защите: в КоАП РФ предлагают ввести новую статью 19.6.1 и предусмотреть в ней ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти РФ и субъектов, уполномоченных на осуществление госконтроля, за несоблюдение ими требований Закона о защите. Это нарушение оснований проведения проверки, сроков ее проведения, несоблюдение срока уведомления о проведении проверки, отсутствие согласования внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства с органами прокуратуры, проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) органа государственного контроля (надзора), превышение установленных сроков проведения проверок, истребование документов, не относящихся к предмету проверок, непредставление акта о проведенной проверке.

За подобные нарушения проверяющих будут наказывать штрафом в размере от 3000 до 5000 руб. Повторное нарушение чревато штрафом в 20 000 руб.

Пожалуй, это единственное нововведение, реально направленное на защиту предпринимателей.

Ложка дегтя

С 1 июля 2009 г. применяется ст. 8 Закона о защите, предусматривающая обязанность юрлиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Роспотребнадзор, ФМБА России, Ространснадзор) о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Их список приведен в п. 2 ст. 8 Закона о защите и детализирован в приложении № 1 к Правилам представления уведомлений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Предварительному уведомлению подлежат услуги гостиничные, бытовые и общественного питания, оптовая торговля некоторыми товарами, услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, производство текстильных материалов, кожи, одежды, обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева (за исключением мебели), издательская и полиграфическая деятельность и проч.

Правительственный законопроект предлагает ввести в Кодекс об административных правонарушениях новую ст. 19.7.5 и предусмотреть в ней ответственность за неуведомление уполномоченных органов о начале ведения названных видов деятельности. Новый состав правонарушения чреват для бизнеса штрафом от 5000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 20 000 до 30 000 руб. (для юридических лиц). Соответствующие госорганы получат властные полномочия по составлению протоколов и ведению дел об административных правонарушениях.

За представление недостоверных сведений в уведомлении предполагается штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических — от 40 000 до 50 000 руб.

Не исключено, что многие создаваемые компании (особенно небольшие) и предприниматели, не имеющие в штате юриста, могут попросту не узнать о своей обязанности уведомить уполномоченный орган: кому придет в голову искать ее в Законе о защите? Так что практика применения новой ст. 19.7.5 КоАП РФ может стать обширной.

В настоящее время законопроект находится на стадии рассмотрения. 16 декабря 2009 г. заканчивается отведенный срок для направления отзывов и замечаний по нему. Сам проект будет предложен к рассмотрению в декабре этого года. Если учитывать приоритет правительственных законопроектов, он может стать новогодним «подарком» для предпринимателей.

1 Отдельные положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ вступают в силу в иные сроки, установленные ст. 27 этого закона.