Обновление через кризис

| статьи | печать

Кризис второй год является в России причиной значительного спада темпов производства, ухудшения ценовой конъюнктуры, роста потребительских цен. Доходы казны сократились. Теперь мы имеем дефицитный госбюджет и высокий уровень инфляции.

Правительство РФ на антикризисные меры выделило около 700 млрд бюджетных рублей. Но до реального сектора экономики, системообразующих предприятий финансовые ресурсы доходят не всегда вовремя. Неэффективно сработал и механизм предоставления госгарантий по кредитам. В результате ухудшилось экономическое положение целых отраслей. В российском автопроме, например на ВАЗе, и в целом в оборонно-промышленном комплексе сложнейшее положение. Для преодоления системных проблем в отечественной экономике и финансовой системе требуются хорошо продуманные решения и действия.

Об этих проблемах без прикрас сказано в нынешнем послании президента Федеральному Собранию. Важно то, что правительство обязуется представить план конкретных мер по совершенствованию финансовой системы. С точки зрения инновационного развития финансовый сектор, указывается в послании, все еще слаб, недостаточно капитализирован и не способен оказывать необходимые гражданам и компаниям услуги.

Главное — поступать так, чтобы в условиях глобального кризиса финансовая и кредитная политика оставалась неизменной, а люди могли пользоваться субсидиями и заемными средствами, размещать свободные деньги на депозитах, осуществлять весь спектр финансово-экономических операций. Для этого следует предъявлять повышенные требования к заемщикам, агентам, финансовым посредникам, чтобы не допустить исчезновения средств при перечислениях, невозврат кредитных заимствований. Члены комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению руководствовались этими принципами во время работы над законом о так называемых платежных терминалах — специальных аппаратах, с помощью которых граждане могли бы оплачивать налоги, госпошлины, услуги Интернета и мобильной связи, гасить кредиты. В первом варианте законопроекта операционные риски при переводе денежных средств ничем не были застрахованы. После острых дискуссий нам удалось убедить коллег из Госдумы внести поправки, которые в конечном счете защищали интересы граждан. 1 января 2010 г. этот закон вступит в силу.

На наш взгляд, в значительной мере стабилизировал положение в государстве пакет законов, связанный с пенсионным и социальным обеспечением. Была серия поправок, касающихся пенсионного законодательства, закона о пособиях на ребенка, увеличения квадратых метров жилья для ветеранов Великой Отечественной войны и ряда других важных актов социальной направленности. Так, совместно с законодателями Ульяновской области удалось внести важные дополнения в Федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ». В итоге кредитные организации независимо от доли государства в их активах получили законное право на участие в конкурсах на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, что в целом положительно отразится на качестве и перечне услуг населению.

Но меры бюджетного стимулирования экономики должны включать в себя приоритетное финансирование инфраструктурных проектов, увеличение расходов на ремонт и техобслуживание дорог, капитальных сооружений. Например, в Приволжском федеральном округе было построено и реконструировано всего 27,2 км дорог федерального значения при общей их протяженности 7400 км. В Поволжье сосредоточено порядка 85% российского автопрома. В сложном положении оказался УАЗ. Губернатор Ульяновской области, правительство, законодательное собрание поддержали автомобильный и моторный заводы. И хотя производство упало почти наполовину, но выпуск продукции по гособоронзаказу, в интересах Минздравсоцразвития, сельского хозяйства сохраняется на приемлемом уровне.

Немало сказано о поддержке инновационной деятельности, подготовке научных кадров, создании научных центров. Однако движение в этом направлении идет крайне медленно. Фактически нужна целая программа научного возрождения нации. Надо сказать, что долгожданный пакет из 16 законов, регулирующих инновационную деятельность, уже находится в Госдуме, но все эти законопроекты достаточно затратные. Только на первом этапе они обойдутся государству в 35 млрд руб. в год. Предстоят длительные и напряженные консультации с Минфином. Но без принятия этих законодательных норм в нашем государстве мы инновационный механизм не запустим. Сейчас как никогда важно прислушаться к голосу регионов. Например, ульяновские законодатели предлагают включить в думский пакет законопроект «О статусе ученого в Российской Федерации». Полагаем, что эти и другие меры по модернизации нашей экономики, социальной сферы и политической системы позволят нам стабилизировать нынешнюю ситуацию и решительно двинуться вперед.