Местные власти сами себя высоко оценили

| статьи | печать

Российские муниципалитеты дождались оценки своей работы, выставляемой согласно Указу Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Соответствующие доклады написаны и обнародованы, только на местах почти никто их всерьез не воспринимает, объективными не считает и значения им не придает.

На сайтах большинства субъектов Федерации появились сводные доклады о достигнутых значениях показателей, установленных методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р.

Знакомство с многостраничными трудами государственных и муниципальных служащих вызывает не столько сожаление о проделанной ими работе, сколько неудовлетворенность качеством методических установок (подробнее об этом см. в статье «Местной власти указали на место», «ЭЖ», 2008, № 18).

О некорректности предложенных методических аспектов давно предупреждал доктор экономических наук Александр Швецов: «…Оценка эффективности предполагает соотнесение затраченных средств и полученных результатов, но в указе об этом нет ни слова. Не обозначены критерии оценки по установленным показателям. Кроме того, их перечень неправомерно расширяет зону ответственности местных властей за пределы вопросов „местного значения“».

В результате предложенные показатели не стали объективной оценкой деятельности местной власти в городских округах и муниципальных районах, а явились еще одной констатацией отличий социально-экономических условий в разных муниципальных образованиях. А идея поощрения «передовых» муниципалитетов из региональных бюджетов по сути узаконила изъятие средств налогоплательщиков «менее эффективных» муниципальных образований и перераспределение их в пользу территорий более успешных, конечно, по мнению администраций субъектов. В частности, правительство Мурманской области в целях поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов установило шесть грантов: по два для городских округов, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и муниципальных районов. Первыми обладателями грантов стали Терский и Ловозерский районы, города Полярные Зори и Кировск, ЗАТО п. Видное и г. Заозерск.

В Красноярском крае выставленные оценки удивили и лидеров, и аутсайдеров. «Оценка нашей деятельности проводится не для того, чтобы потешить наше самолюбие. Нам самим нужен объективный взгляд со стороны», — рассказывает давний подписчик «ЭЖ» Андрей Носырев. Но методика оценки любого вида публичной деятельности без научной проработки, по его мнению, сродни дубинке в руках ретивого оценщика.

Действительно, сложно сравнивать, предположим, имеющий золотоносные прииски Баунтовский район в Бурятии с соседним Еравнинским, не имеющим золотой жилы. Не случайно аналитики и практики сходятся во мнении, что оценивать надо действия самой местной власти. Например, сколько разработано и внедрено инвестиционных проектов в муниципальном образовании, сколько создано с помощью муниципалитета новых рабочих мест, сколько реализовано местных эффективных целевых программ. Не надо считать заслугой органов местного самоуправления рост денежных доходов населения. Пенсии увеличивает государство, зарплаты бюджетникам — региональная власть, заработную плату на градообразующих предприятиях и просто в хозяйствующих субъектах — работодатель. И многие главы муниципальных образований сами говорят, что чужой славы им не надо, но и от своей отказываться не будут.

Действующая методика обязательно должна получить научную проработку.

Допустим, в Пензенской области перечень показателей содержит уже 65 пунктов с множеством подпунктов. Их заполняют… исполнительные органы государственной власти области. Значит, комплексная оценка должна проходить не просто согласование в ведомствах, а независимую экспертизу. И самое главное — такая оценка должна приводить к реальной государственной поддержке органов местного самоуправления. А лучший способ стимулировать муниципальные власти — предоставить муниципалитетам возможность самим и под свою ответственность зарабатывать и расходовать средства, а не получать бюджетные подачки.