Права на недвижимость при реорганизации

| статьи | печать

На балансе ЗАО числились два здания. В 2005 г. ЗАО преобразовалось в ООО. При попытке оформить свидетельство о праве собственности на ООО выяснилось, что сначала надо обратиться в арбитражный суд и признать ЗАО ликвидированным, хотя справка из налоговой инспекции о снятии ЗАО с учета имелась. Получается, что надо идти в суд, а потом еще платить госпошлину 7500 руб. за переоформление права собственности, несмотря на то, что ООО является правопреемником ЗАО. Нельзя ли упростить процедуру?

Вопрос с сайта www.eg-online.ru

Права на имущество, подлежащее госрегистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 8 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 17.07.2009, далее — Закон № 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации прав служат документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником (п. 3 ч. 2 ст. 218 ГК РФ).

В случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Правопреемство при реорганизации юридического лица относится к числу универсальных, то есть охватывает все имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица, в том числе право на обращение за регистрацией объекта недвижимости (п. 2, 5 ст. 58 и п. 1 ст. 129 ГК РФ).

Арбитражная практика

В арбитражной практике рассматривалась ситуация, когда юридическое лицо, образованное в результате преобразования, обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в отношении наименования субъекта права в соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.98 № 219 (далее — Правила). ФАС Уральского округа в постановлении от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6 отметил, что в случае преобразования имеет место изменение организационно-правовой формы юридического лица, а не изменение наименования. При создании нового юридического лица происходят переход и прекращение права собственности на объекты недвижимости, поэтому в ЕГРП регистрируется право собственности вновь созданного юридического лица, а не изменение предыдущих записей.

Право собственности на недвижимое имущество, перешедшее по передаточному акту при реорганизации от прежнего собственника, регистрируется по заявлению нового собственника (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.04.2009 № Ф04-2289/2009(4826-А27-26)).

К заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, отвечающие требованиям действующего законодательства и отражающие информацию, вносимую в ЕГРП (п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Закона № 122-ФЗ).

Одним из таких документов признается выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о прекращении деятельности преобразованного юридического лица (в данном случае — ЗАО). Факт создания нового юридического лица путем реорганизации в форме преобразования (ООО) также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (п. 2.1.1 и 2.1.2 Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с реорганизацией, утвержденных приказом ФНС России от 30.11.2004 № САЭ-3-09/141@). Справка ИФНС о снятии ЗАО с учета не считается документом, подтверждающим реорганизацию.

Что делать правопреемнику

Информации, поступившей от читателя, недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод о правомерности (неправомерности) требований регистрирующего органа.

Вместе с тем в соответствии со ст. 20 Закона № 122-ФЗ, если документы, представленные на регистрацию, по форме или содержанию не отвечают требованиям действующего законодательства (например, представлена справка ИФНС вместо выписки из ЕГРЮЛ) либо не представлены документы, необходимые для госрегистрации прав (нет выписки из ЕГРЮЛ о создании ООО в результате реорганизации, передаточного акта, правоустанавливающих документов и др.), регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. По данному вопросу см. постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 № А65-15759/2007, от 20.09.2007 № А55-19875/06-43, Восточно-Сибирского округа от 14.02.2007 № А33-9671/06-Ф02-179/2007 и Западно-Сибирского округа от 13.05.2009 № Ф04-2707/2009(5872-А27-37). После устранения причин, вызвавших отказ в регистрации, ООО может вновь обратиться с соответствующим заявлением.

Если у ООО отсутствуют какие-либо документы, необходимые для регистрации, а получить их не представляется возможным, основанием для госрегистрации может стать решение суда о признании права собственности на имущество, полученное в процессе реорганизации, а не о признании ЗАО ликвидированным (абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ). На эту тему см. постановления ФАС Поволжского округа от 09.08.2007 № А55-19287\06, Уральского округа от 06.05.2008 № Ф09-3091/08-С6, Западно-Сибирского округа от 12.01.2009 № Ф04-8126/2008 (18710-А45-22) и Определение ВАС РФ от 19.06.2008 № 7914/08.