Отвертка — оружие госрегуляторов

| статьи | печать

Антикризисная комиссия под председательством вице-премьера Игоря Шувалова должна 10 ноября представить премьер-министру Владимиру Путину программу выхода АвтоВАЗа из предбанкротного состояния.

Из-за падения спроса на продукцию почти в два раза, образовавшегося дефицита оборотного капитала и роста долгов работники тольяттинского автопредприятия переведены с 1 сентября на 20-часовую неделю с оплатой только за фактически отработанное время. Но это не спасает. Менеджеры завода подсчитали, что для выживания ему требуется избавиться от числящихся на его балансе 17 социальных объектов (медсанчасти, детских лагерей, спортивных и культурных сооружений) и лишнего персонала, сократив его как минимум на треть, а лучше — вдвое, уволив 50 000 человек. Хотя вице-президент И. Шувалов в начале октября заверил, что массовых увольнений не будет и с конвейера уйдет лишь 5000 пенсионеров. Предприятие к тому моменту уже успело сократить гораздо большее число работников. За три месяца — с июля по октябрь — численность персонала уменьшилась с 102 000 до 96 200 человек. В соответствии с производственным планом на 2010—2011 гг., который презентовало руководство завода уже после отъезда И. Шувалова, штат завода планируется сократить до 74 400 человек.

Уже в конце октября И. Шувалов озвучил те же цифры, которыми оперирует руководство
АвтоВАЗа, хотя добавил, что сотрудников не будут увольнять до тех пор, пока не предложат им новые рабочие места. Для их создания в начале октября правительство выделило 12 млрд руб. А в конце октября добавило 1 млрд руб. для содержания передаваемых автогигантом на баланс города социальных объектов.

Неэффективный менеджмент

Не факт, что, избавившись от социалки и лишних рук, АвтоВАЗ поправит свое финансовое положение. Аналитики считают, что его менеджеры неэффективно управляют производством и много тратят на себя. В первой половине 2009 г. на управленческий персонал было израсходовано больше денег, чем на весь 100-тысячный трудовой коллектив. При этом в дилерских сетях «теряются» выпущенные автомобили. Новая команда топ-менеджеров, сменившая в августе старую, недосчиталась почти 7000 машин на общую сумму 1,5 млрд руб.

«Да, неэффективный менеджмент влияет на состояние предприятия, но не решающим образом. Проблема АвтоВАЗа в том, что его машины не покупает значительная часть населения. Народ не удовлетворяет соотношение цены и качества продукции», — говорит «ЭЖ» директор Института профессиональной оценки МАДИ академик РАТ Михаил Улицкий.

Как бы там ни было, сейчас в Тольятти зреет недовольство. Уже состоялся первый митинг против сокращения зарплаты и предстоящих увольнений. Аналитики считают, что это только начало.

Жажда казенных денег

«При нормальных рыночных условиях государство не вправе вмешиваться в деятельность предприятия. Другое дело, когда состояние завода грозит благополучию миллионов граждан. Одно рабочее место в автомобильной промышленности дает еще восемь-девять рабочих мест в смежных отраслях. Если, к примеру, предприятие обанкротится, к 100 000 безработных АвтоВАЗа присоединятся еще 800 000—900 000 человек, которые „кормятся“ благодаря тольяттинскому автозаводу. Умножьте полученную цифру на среднюю численность российской семьи. Получается, что на грань выживания будут поставлены около 3 млн граждан. А это уже чревато сильными социальными потрясениями», — отмечает М. Улицкий. По его мнению, поэтому правительство не вправе допускать банкротства предприятия. Нет экономического смысла и в продаже автозавода иностранцам для отверточного производства. «Во-первых, завод уйдет явно за копейки и никто не гарантирует, что нынешние сотрудники останутся на своих рабочих местах. Во-вторых, покупатели иностранных машин отечественного производства будут финансировать не свою экономику, а иностранную. У правительства нет другого выхода, кроме как дать очередной транш АвтоВАЗу. Вопрос только в том, сколько и под какие условия», — считает эксперт.

М. Улицкий не поясняет, что банкротство вовсе не означает закрытия предприятия и автоматического увольнения работников. Еще нет пояснения о том, сколько из восьми-девяти рабочих мест (а по подсчетам зарубежных экспертов, создаются 14—16) создано собственно в РФ, а сколько — за пределами страны. Ведь тольяттинские машины на 30—40% (как объявлялось, когда надо было объяснить, почему автомобили не дешевеют, а дорожают) или на 24% (так говорится теперь) уже состоят из импортных компонентов.

Топ-менеджеры завода снова просят у государства помощи. Но на этот раз в виде госгарантий по кредитам, выкупа банками и госструктурами акций, которые будут выпущены на сумму долга. Аналитики не сомневаются, что государство не откажет. Однако считают, что основной упор во «вспоможении» будет сделан на так называемые гибридные виды помощи.

Правительство работает в этом направлении. Повышена таможенная ставка на ввоз подержанных автомашин. Стартовала программа субсидирования процентной ставки купленных гражданами в кредит машин: из казны стала оплачиваться часть процентов по кредиту. На это должно уйти 2 млрд руб. Еще столько же государство выделяет РЖД на расходы по отправке отечественных авто на Дальний Восток. С 12 до 20 млрд руб. увеличены суммы госзакупок. А со следующего года должна стартовать программа утилизации старых авто за деньги.

Помимо средств, выделенных в октябре, весной этого года АвтоВАЗ получил из бюджета ссуду на 25 млрд руб. — больше, чем стоит сам завод (по экспертным оценкам, его рыночная стоимость составляет 15—16 млрд руб.). Деньги уже потрачены, а завод по-прежнему в долгах. Реализация автомобилей держится на уровне 30 000 штук в месяц, это в 1,5—2 раза меньше, чем в прошлом году. В результате за 1-е полугодие чистый убыток завода (с вычетом кредитных и иных обязательств) составил 19,4 млрд руб., а общий долг — 59,9 млрд руб. Долг завода ежемесячно растет примерно на 2 млрд руб. и к концу года превысит 70 млрд руб.

Курс на отверточное производство

В обществе зреет мнение, что АвтоВАЗ никогда не научится делать качественные машины, а государство просто разбазаривает выделяемые АвтоВАЗу средства, которые лучше раздать народу. Есть еще один вариант: на эти средства построить новый завод.

«А давайте закроем все убыточные предприятия, их сегодня в стране около трети. Где будут зарабатывать люди? Ведь государство и Центробанк превращают в купюры деньги, которые делают заводы и фабрики. А построить новое предприятие это все равно, что рожать новых детей, когда некому воспитывать прежних. АвтоВАЗ должен быть приведен в порядок либо силами имеющимися, либо силами другого менеджмента», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» заместитель директора ЦЭМИ РАН член-корреспондент РАН Георгий Клейнер.

По его мнению, проблему следует решать не в рамках отдельно взятого АвтоВАЗа, а в рамках стратегии отрасли. И в том числе потому, что сегодня такой стратегии нет.

Эксперты считают, что на отечественный автопром правительству придется тратить до тех пор, пока оно не поймет, что конкурентоспособный автомобиль производители не смогут создать без госпомощи. Нужна такая госпрограмма, в которой было бы конкретно прописано, к какому сроку и что должен сделать автопром. Какие средства правительство выделяет и кто несет ответственность за реализацию задуманного. К примеру, в 70-х гг. Америка объявила программу по снижению расхода топлива. Белый дом поставил задачу добиться выпуска таких автомобилей, которые расходовали бы не более 12 л на 100 км пробега. Она была выполнена за четыре года. А администрация Джорджа Буша предложила автопрому включиться в программу выпуска электромобиля, пообещав за это 5 млрд долл. в виде льготного кредита. Изъявили желание сразу несколько автоконцернов. При этом своих денег на реализацию поставленной задачи производители потратили в общей сложности около 13 млрд долл.

Ученые-экономисты убеждены, что отечественный автопром попал в бедственное положение не из-за кризиса. Он лишь ускорил происходящие процессы.

«Когда реформаторы в начале 1990-х гг. отпускали автопром в свободное плавание, они считали, что рынок все расставит по своим местам. Потребители будут „голосовать“ своими деньгами за ту или иную модель. А производители из кожи вон вылезут, чтобы угодить им. На Западе с его развитой экономикой это работает. У нас в нестационарной экономике — нет, поскольку в стране с развивающейся экономикой действуют совсем иные законы», — пояснил корреспонденту «ЭЖ» заведующий лабораторией эффективности инвестиционных проектов
ЦЭМИ РАН доктор экономических наук Вениамин Лившиц.

«Надежды на рынок не спасут, они усугубят положение АвтоВАЗа, а вместе с ним и всей отрасли. Государство должно приложить усилия к скорейшей разработке и широкому обсуждению со специалистами ряда альтернативных программ развития отрасли, в которой одно из центральных мест должно принадлежать АвтоВАЗу», — считает член-корреспондент Г. Клейнер.

На самом деле расчет реформаторов, похоже, подтвердился: рынок все расставил на свои места и потребители проголосовали деньгами за качественные машины взамен тольяттинских. А вот не срабатывают привычные нерыночные методы: закрытие границ для конкурентных товаров высокими пошлинами, впрыскивание казенных денег в убыточное производство, направление туда команды старых военных специалистов. Не покупают волжские машины, и все.

А пока правительство ломает голову, чтобы еще сделать на берегах Волги, АвтоВАЗ объявил, что к 2011 г. планирует значительно увеличить количество иностранных запчастей, используемых при производстве автомобилей. Вместо текущих 24% отечественный ВАЗ будет на 70—80% состоять из деталей иностранного производства. Грубо говоря, 70—80 копеек с каждого казенного рубля, направленного на АвтоВАЗ, будет работать на азиатских и прочих производителей компонентов.

Правительство уже потратило на поддержку автопрома свыше 100 млрд руб. Из них большая часть (42,5 млрд руб.) ушла на госзаказ. Еще 29,4 млрд руб. составили госгарантии по кредитам, полученным автозаводами (Группа «ГАЗ», Sollers, КамАЗ). Плюс госпомощь АвтоВАЗу, которая на сегодняшний день в общей сложности вылилась в 38 млрд руб. Остальные деньги потрачены на косвенные программы, позволяющие разве что облегчить участь отрасли, и не более.

Вести из правительства

Путин приказал спасать АвтоВАЗ

Во вторник, 3 ноября, Председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил, что государство выделит АвтоВАЗу еще 54,8 млрд руб. Из них 38 млрд руб. пойдет на погашение долгов, 12 млрд руб. — на дальнейшее развитие, 4,8 млрд руб. — на создание новых рабочих мест. Контрольный пакет акций предложат купить французскому партнеру — Renault. В Renault отрицают возможность увеличения пакета.

Кроме того, правительственные чиновники поделились с информационным агентством Reuters и деловыми газетами информацией о том, что рассматривается несколько вариантов реструктуризации долга завода. Планируется, что 38 млрд руб. будут взяты из бюджета (для этого Госдума рассмотрит поправки в бюджет уже на следующей неделе), затем на эту сумму — облигации федерального займа (ОФЗ), предназначенные для помощи банкам. Фактически речь идет о том, что государство отказывается впредь помогать банкам материально напрямую. По некоторым данным, 300 млрд руб., которые были предназначены банкам и зарезервированы на госгарантии, пойдут на поддержку оборонных и системообразующих предприятий.

Заявление В. Путина о намерении государства выпустить облигации для помощи АвтоВАЗу многие аналитики рассматривают как стремление застраховать банки-кредиторы завода от его возможного банкротства. Ведь при банкротстве Сбербанку и ВТБ пришлось бы создавать крупные резервы под списание выданных автомобилестроителям кредитов. Перед такой угрозой (а вице-президент
АвтоВАЗа Олег Лобанов официально признавал готовность топ-менеджмента банкротить завод, если кредиторы откажутся реструктурировать его долг) выгоднее, конечно, стать обладателями менее рискованных гособязательств.