Управлять долгами, экономикой и издержками

| статьи | печать

Сокращение объемов производства вслед за падением спроса характерно сегодня для многих предприятий. Сталелитейные компании вынуждены при этом бороться даже не за сохранение доходов, а за стабилизацию издержек. В таких условиях меняется личная роль финансового директора, сфера его полномочий и ответственности.

Резкое сокращение спроса на продукцию металлургической отрасли связано в основном с упадком в других отраслях. В первую очередь рухнули рынок недвижимости и автомобилестроение. Заморожены инвестиционные проекты. А все они — основные потребители металлургической продукции.

Однако, принимая во внимание некоторые преимущества наших производителей, связанные с низкой стоимостью сырья, крупные российские сталелитейные компании могут оказаться в небольшом плюсе. Но в целом сектор будет депрессивным, пока не начнется устойчивый экономический рост и не оживут автомобилестроение, инфраструктурные проекты и строительная отрасль. Например, если ОАО «РЖД» удастся осуществить свои проекты, в частности по прокладке новых путей, а реализация национального проекта «Доступное жилье» пойдет по плану, внутренний рынок заметно оживится.

Разумеется, не менее важную роль во всем этом играет политика государственных закупок.

Сегодня, когда мировой рынок достаточно просел, необходимо максимизировать на предприятиях загрузку мощностей, оперативно перераспределяя потоки между внутренним и внешним рынками. Сохранить долю на мировом рынке России позволяет также низкая по сравнению с основными мировыми производителями себестоимость производства.

Сокращение рынка сбыта ведет к тому, что финансовые потоки «пересыхают». Стоимость акций большинства промышленных компаний по сравнению с аналогичными показателями прошлого года упала весьма существенно. В такой ситуации компании должны максимально быстро высвобождать деньги из своего оборотного капитала, снижать запасы на складах, работать с дебиторами и кредиторами. Необходимо также проводить стандартную работу по сокращению издержек и реализации непрофильных активов.

Когда собственники принимают активное участие в управлении компанией, их не надо убеждать в адекватности и эффективности предлагаемых решений. Все прекрасно понимают, что речь идет не об увеличении доходов, а о минимизации потерь, а в некоторых случаях и о сохранении бизнеса.

Оценить экономическую эффективность бизнеса в любое время позволит рентабельность по EBITDA. Она объективно показывает, на что способен бизнес и каковы его возможности. Это важно для планирования будущих инвестиций, бюджета холдинга, отношений с контрагентами.

Показатель EBITDA подобен лакмусовой бумажке: можно обойтись без нее и попробовать содержимое стакана на вкус. Но лучше не рисковать и воспользоваться удобным инструментом проверки. Этот показатель дает представление собственнику и инвестору, сколько денег генерирует бизнес вне зависимости от налогового режима, кредитной нагрузки и износа основных фондов. Начинать анализ проще с этого, а потом уже смотреть на проблемы компании в комплексе.

Когда речь идет о покупке стороннего бизнеса, кроме рентабельности следует учесть реальный износ основных фондов.

Система же управленческого учета должна четко функционировать в компании независимо от ситуации на рынке. На основе его данных с помощью аналитических инструментов можно формировать более-менее адекватные прогнозы и вносить соответствующие поправки на риски, обусловленные кризисом.

Основная функция финансового директора в кризисное время — реструктуризация кредитного портфеля. Сегодня изменились денежные потоки, многие условия и ограничения в кредитных договорах стали невыполнимыми. Задача финансового директора убеждать кредиторов, что лучшее решение — оставить деньги в компании и не требовать возврата кредитов даже в случае формального неисполнения договора. А если у компании нет серьезной задолженности, то главное внимание надо уделять экономике и снижению издержек.

К сведению

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.

Показатель рассчитывается на основании финансовой отчетности компании и помогает оценить прибыль от основной деятельности компании. Он используется при сравнении с отраслевыми конкурентами, позволяет определить эффективность компании независимо от ее задолженности перед различными кредиторами, в том числе государством, а также от метода начисления амортизации.

Показатель не является частью стандартов бухгалтерского учета. Изначально он предназначался для анализа привлекательности сделок по поглощению на заемные средства. Для расчета обычно используется формула:

чистая прибыль = EBITDA + переоценка активов – амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам + проценты полученные – проценты уплаченные + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы + возмещенный налог на прибыль – расходы по налогу на прибыль.