Губернаторы берутся усовершенствовать МСУ

| статьи | печать

Еще один кризис навис над Россией — кризис местного самоуправления. И это в то время, когда Федеральный закон о его организации (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) после состоявшихся 11 октября муниципальных выборов в Республике Ингушетия и Чеченской Республике начал действовать в полную силу на всей территории страны.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предлагает назначать глав муниципальных районов по той же управленческой схеме, что принята сейчас в отношении глав регионов. То есть глава субъекта Российской Федерации будет предлагать районным депутатам утвердить его кандидатуру.

«Процедура назначения губернаторов себя оправдала, поэтому подобную практику можно перенести на уровень МСУ, что особенно важно в условиях кризиса, когда нужно четко отслеживать целевое расходование бюджетных средств», — заявил красноярский губернатор и привел пример Березовского района, где местные депутаты удалили от должности главу района Виктора Крюкова, воспользовавшись вступившими в силу в мае этого года изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Экономическая запущенность и финансовая несостоятельность района, по мнению А. Хлопонина, следствие прямых выборов.

Логику красноярского губернатора хоть как-то понять можно, поскольку совсем недавно Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район и Эвенкийский муниципальный район были самостоятельными субъектами Федерации — автономными округами.

Труднее осмыслить логику депутатов Законодательного собрания Ульяновской области. По инициативе губернатора региона Сергея Морозова они приняли поправки к областному закону «О муниципальной службе», согласно которым сити-менеджерам в муниципалитетах с населением до 15 000 человек не обязательно иметь высшее образование. В правительстве области объясняют это «существенной нехваткой кадров в поселениях».

Еще до принятия закона областная администрация настояла на принятии муниципалитетами новой модели формирования местной власти, по которой в поселениях будут и избранные главы, и наемные сити-менеджеры. Воздержались от нововведения только в двух муниципальных районах и в городе Ульяновске. Во всех других муниципальных образованиях местные депутаты будут избирать глав поселений и нанимать сити-менеджеров, которым отныне не требуется диплом о высшем образовании. В 143 поселениях из 170 в области численность населения не превышает 15 000 человек.

Примечательно, что губернаторские инициативы поддержаны руководителями органов местного самоуправления.

В Красноярском крае глава Идринского района Павел Суматохин говорит, что сейчас губернатор не всех глав хорошо знает, «а так ему проще будет руководить». Глава краевого отделения Всероссийского совета местного самоуправления Алексей Менщиков считает, что законодательство в части назначения глав МСУ необходимо менять, «чтобы отвечать политической задаче усиления вертикали власти».

Более откровенен их коллега из Ульяновской области, глава Дзержинского района, президент ассоциации глав местного самоуправления «Восток» Юрий Иванов: «Сельские главы на выборах проходят, а толку никакого. Только деревенским лапшу вешают».

Да и как местной власти не поддерживать губернаторов, если финансовое благополучие муниципалитетов согласно Налоговому и Бюджетному кодексам РФ зависит от подачек из федерального и региональных бюджетов. Исключение — административные центры субъектов Федерации. Например, бюджет Новосибирска составляет почти 70% бюджета области. Поэтому мэрия сибирской столицы может решать социальные обязательства перед населением без оглядки на верхи и даже позволить себе корректировку установок федеральных структур государственной власти. Пример такой самостоятельности приведен на этой же странице.

Между тем прокуратура Ульяновской области не исключает возможность ревизии депутатско-губернаторской инициативы, поскольку состояние законности в муниципалитетах очень плохое. В 2008 г. прокурорами оспорено почти четыре тысячи нормативных актов органов местного самоуправления, возглавляемых пока людьми с высшим образованием. Возможно, это обстоятельство побудило председателя Комитета Государственной Думы РФ по местному самоуправлению Вячеслава Тимченко заявить, что «высшее образование означает не просто наличие диплома, а уровень развития и знания, как управлять». Но сразу же оговорился, что в принятии ульяновских поправок ничего противозаконного нет, поскольку «кадровые вопросы — прерогатива субъектов РФ».

Выходит, что если судьба муниципальных кадров — компетенция региональных органов государственной власти, то и судьба муниципальной реформы зависит от волеизъявления губернаторов. Им, стало быть, и проводить преобразования, и от них, получается, исходит угроза реформе местного самоуправления в России.

Статья 12 Конституции РФ

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».