Водка проиграла кризису только 2%

| статьи | печать

Чего боятся люди? Последние социологические исследования выявили, пожалуй, главное отличие россиян от других европейцев: никто больше так не страшится алкоголя и столь безразлично не относится к экологическим угрозам.

Исследованием человеческих страхов занимаются не только психологи и социологи. Понять, чего опасаются граждане, пытаются и представители страхового сообщества: недаром в слове «страховой» корень «страх».

Подобные исследования проводятся и у нас, и на Западе. Они помогают многое понять о природе исследуемого общества.

Недавний опрос в Германии показал, что экономический кризис все сильнее влияет на структуру немецких страхов. Страх ухудшения общего экономического положения назвали главным 66% немцев. На 2-м и 3-м местах также экономические страхи: потерять работу (65%) и страх перед подорожанием жизни (63%). Дальше начинаются страхи экологические и личные: на 4-м месте — страх глобальных природных катастроф, на 5-м —
страх оказаться в старости немощным и одиноким.

Подобный опрос в Чехии продемонстрировал вариацию на ту же тему: больше всего чехи боятся потерять работу (66%), на 2-м и 3-м местах — страх старости и страх смерти.

В России представители ВЦИОМа недавно опросили почти 2000 человек, какими они видят глобальные угрозы для страны. По мнению респондентов, основные национальные угрозы — экономический кризис, слабость промышленности и сельского хозяйства России (11%), а также алкоголизм и деградация населения (9%).

В то же время третьей мировой войны соотечественники стали бояться меньше: если в 2008 г. этого опасались 11% россиян, теперь таковых только 7%.

По 6% респондентов считают важной угрозой национальной безопасности террор, коррупцию и снижение уровня жизни населения, по 5% — демографический кризис и угрозу со стороны Китая. Значение экологическим угрозам традиционно придает небольшое число граждан — 3%. Наконец, значительная часть россиян (39%) на вопрос об основных угрозах родной стране затруднилась ответить.