Экспортному контролю сузили рамки

| статьи | печать

Контроль за экспортом и импортом будет осуществляться по правилам, утвержденным приказом ФСТЭК России от 17.07.2009 № 243. Этот документ устанавливает достаточно жесткие требования к контрольным процедурам, которым подвергаются участники ВЭД.

ФСТЭК России вправе контролировать экспорт и импорт товаров. Цель — предупредить, выявить и пресечь возможные нарушения законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.

Справка

Экспортный контроль — это комплекс мер, обеспечивающих контроль в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Порядок проведения подобных проверок определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, утвержденным приказом ФСТЭК России от 04.04.2008 № 78. В этот регламент и внесены изменения, а именно установлены основания и цели проверок.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана. О включении в него участника внешнеэкономической деятельности ФСТЭК России обязана письменно уведомить в течение 30 дней с даты утверждения. При этом с десяти до трех дней уменьшен срок для уведомления участника ВЭД о начале проверки.

В каких случаях следует ожидать проверки?

Во-­первых, если прошло три года со дня государственной регистрации компании (предпринимателя).

Во­-вторых, если прошло три года со дня окончания проведения последней плановой проверки компании (предпринимателя).

В-третьих, если компания или предприниматель приступили к деятельности, при осуществлении которой требуется представить в уполномоченный орган уведомление о ее начале.

Оснований для проведения внеплановой проверки два.

Первое: истек срок исполнения участником ВЭД ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Второе: в ФСТЭК России поступили обращения и заявления граждан (компаний, предпринимателей), информация от органов госвласти, местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения угрозы безопасности государства или причинения ей вреда. Речь идет, в частности, о невыполнении международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции двойного назначения.

Одновременно сделаны две важные оговорки: не могут служить основанием для внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить их автора, а также те, в которых не содержатся сведения о перечисленных фактах.

Внеплановая проверка участников ВЭД — субъектов малого и среднего предпринимательства проводится только после согласования с прокуратурой по месту осуществления их деятельности (положения о внеплановой проверке будут применяться с 2010 г.).

Изменены и сроки проведения проверок. Выездная проверка (по месту нахождения проверяемого лица) теперь не превышает 20 рабочих дней (ранее — месяца). Для субъектов малого предпринимательства установлены специальные сроки. В отношении их общий срок проведения плановой выездной проверки не превышает в год 50 часов — для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия.

В исключительных случаях (когда необходимы сложные и (или) длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования) срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен директором ФСТЭК России (либо руководителем территориального органа ФСТЭК России), но не более чем на 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий и микропредприятий срок продлевается не более чем на 15 часов.

Срок проведения документарной проверки (то есть без выезда, по месту нахождения ФСТЭК России) теперь не превышает 20 рабочих дней, возможность его продления не предусмотрена. Этот срок исчисляется со дня получения председателем проверочной комиссии от участника ВЭД указанных в запросе документов. Ранее документарная проверка (она называлась камеральной) могла проводиться в течение пяти месяцев.

Закреплены также случаи, когда результаты проведенной проверки не могут быть доказательствами нарушения участником ВЭД обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом или судом на основании его заявления:

1) отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении плановой проверки;

2) отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

4) проведение проверки без приказа директора ФСТЭК России (или руководителя территориального органа ФСТЭК России);

5) требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок;

6) непредставление акта проверки.