Регионы борются с кризисом

| статьи | печать

Снижение объемов производства в условиях кризиса характерно не для всех отечественных компаний. Представители ряда региональных предприятий, участвовавшие в работе III Пензенского инвестиционного форума, утверждают, что им удалось не только удержать свою долю рынка, но и увеличить продажи продукции.

В Пензенской области немало успешных компаний, производящих инновационную продукцию. Для местной экономики характерна невысокая доля добывающих отраслей в структуре хозяйственного комплекса (см. таблицу). В январе — июле текущего года объем отгрузки продукции предприятиями этого сектора экономики (531,9 млн руб.) значительно уступал объемам отгруженных товаров обрабатывающей промышленности (36354,5 млн руб.). Во многом благодаря этому бюджет региона, по информации правительства области, был выполнен по доходам за семь месяцев 2009 г. на 103,2%. По сравнению с январем — июлем 2008 г. доходы возросли на 13,3%.

Помогает HI-TECH

Успешно противостоять кризису смогли в первую очередь высокотехнологичные компании. В их числе научнопроизводственное предприятие «МедИнж», специализирующееся на разработке и выпуске технически сложных медицинских изделий (сегодня производит 70% имплантируемых искусственных клапанов сердца в России и странах СНГ).

За год, прошедший с начала кризиса, компания увеличила продажи собственной продукции на 40%. По словам директора предприятия Сергея Евдокимова, продукцию фирмы «МедИнж» удалось продвинуть не только в государства Содружества, но и страны Европейского союза и Америку. Большую часть изделий компания продает отечественным клиникам в рамках реализации государственных медицинских программ.

Специалисты фирмы разработали проект особой экономической зоны технико­-внедренческого типа, специализирующейся на создании высокотехнологичной медицинской техники. Но его реализация будет зависеть от финансирования федерального центра. Региональному бюджету в одиночку такой проект не по силам. Добавим, что ему придется решать задачи общероссийского мас­штаба.

За пять месяцев текущего года по некоторым позициям ОАО «Биосинтез» произвело столько же лекарств, сколько за весь прошлый год. Доходы населения резко сократились, и граждане приобретали недорогие отечественные лекарства.

Однако не последнюю роль сыграл профессиональный маркетинг. «Основной упор в своей программе по выходу из кризиса мы сделали на расширение рынков сбыта», — отмечает генеральный директор компании Ольга Клыгина. После завоевания устойчивых позиций на рынках стран СНГ двинулись в сторону Китая, где раньше местные предприятия приобретали продукцию «Биосинтеза» через многочисленных посредников. Удалось также выйти на рынок Европейского сообщества. Еще одним направлением в работе стал переход по ряду ассортиментных позиций от производства активных фармацевтических субстанций (по сути, полуфабрикатов) к выпуску конечной продукции — лекарств.

Сейчас самое время провести модернизацию предприятия, закупить новое оборудование, подчеркивает О. Клыгина. Но обещанные государственные гарантии под кредиты предприятиям реального сектора экономики до них так и не дошли. А собственных средств не хватает, поскольку фирма работает на недорогом ассортименте.

Рост объемов продаж продукции и услуг компаний, специализирующихся на IT-технологиях, наблюдается не только в Пензенской области, но и в большинстве других регионов, считает генеральный директор Национального удостоверяющего центра Игорь Щербина. Его компания находится в Москве. Она оказывает услуги, связанные с получением сертификатов ключей электронно­-цифровой подписи (ЭЦП), предприятиям в различных субъектах Федерации.

Особенно активно клиенты фирмы приобретают ЭЦП, позволяющие участвовать в электронных торгах в системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Здесь увеличение объемов продаж составляет более 30% за период с сентября прошлого года.

Удержаться на рынках российских регионов в условиях кризиса старается корпорация «Майкрософт». По словам представителя компании в Среднем Поволжье Евгения Матвеева, она предлагает через своих официальных представителей новые программы, позволяющие нашим предприятиям экономить затраты на IT-технологии.

Легальный софт в новой системе располагается не в персональных компьютерах на предприятиях, а на серверах международной провайдерской компании. Пользователи, которые работают в различных регионах, получают доступ к нему и могут использовать в своих целях. Цены при этом снижаются на 30—40%. Первые участники проекта — предприятия сети бизнесинкубаторов Пензенской области.

Таблица

Показатели социально­экономического развития Пензенской области

Показатели

Единица измерения

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Индекс промышленного
производства

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

85,2

86,4

85,9

85,9

86

83,1

83,8

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

105,2

111,7

114,8

116,6

117,6

115,5

114,6

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

100,2

97,6

98,3

98,5

93,6

92,4

98,8

Химическое производство

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

91,4

85,5

103,3

97,6

94,8

96,3

96,9

Производство резиновых и пласт­массовых изделий

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

138,3

197

189,1

184,7

173,7

203,2

191,1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

54,6

66,3

75,8

80,2

71

82

82

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

149,8

129

135,6

124,8

108

98,8

105,5

Объем работ, выполненных
по виду деятельности «строительство»

млн руб.

583,2

1292,2

2240,7

3398,9

5007,9

9026

11 811

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

61,4

68,6

70,6

73,6

68,6

63,5

62,1

Строительство жилых домов

тыс. кв. м общей площади

18,2

50,5

87,3

116,7

140,2

191,4

231,3

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

106,1

89,3

103,9

113,4

110,2

122,4

117,9

Оборот розничной торговли

млн руб.

7606,7

14743,6

23582,8

31603,4

39924,5

48228,3

56 758

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

104,1

102,2

101,5

100,1

99,4

99

98,4

Число прибыльных организаций

в % к общему количеству

64,2

65,4

63,6

65,7

65,6

65,9

Число убыточных организаций

в % к общему количеству

35,8

34,6

36,4

34,3

34,4

34,1

Социальная сфера

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (с начала года)

руб.

11995,4

12018,2

12 161

12270,8

12382,5

12551,9

в % к аналогичному
периоду предыдущего года

124,4

121,1

119,1

117,8

116,9

116,1

Уровень зарегистрированной безработицы

в % к численности экономически активного населения

1

1,4

1,6

1,8

1,7

1,65

1,65

ИСТОЧНИК: ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В поисках спроса

Конечно, далеко не все компании могут похвастаться увеличением объемов производства в кризисное время. Крупнейший девелопер Пензенской губернии SKM Group наполовину сократил объем строительных работ за последний год, но, несмотря на это, ищет новые возможности для сохранения бизнеса.

Поскольку покупатели недвижимости бизнес-класса не торопятся вкладывать деньги в приобретение квартир, замечает член совета директоров SKM Михаил Петров, компания начала активное строительство жилья для граждан со скромными доходами. Включились в государственную программу возведения квартир для военных пенсионеров. Рентабельность невелика — около 10%, но по нынешним временам вполне достаточно.

В целях диверсификации бизнеса девелоперы стали осваивать соседние ниши рынка: создали ряд управляющих компаний в сфере ЖКХ, благо ремонтная база своя и специалистов хватает. В ближайших планах — включение в программу модернизации системы теплоснабжения в городе. Оказывается, при кризисе даже такая (безусловно, убыточная в сытые времена) деятельность может приносить доходы.

Снизились объемы производства и у компании «Агротехник», представляющей в России международную корпорацию Schauer. Фирма осуществляет деятельность в нашей стране более десяти лет, провела модернизацию свинокомплексов в Тверской, Челябинской, Ростовской, Оренбургской, Кемеровской и Липецкой областях.

С началом кризиса число заказов на современную агротехнику сократилось, хотя количество коммерческих запросов превышает уровень первой половины 2008 г. Менеджер компании кандидат сельскохозяйственных наук Игорь Гуров объясняет это ограничением возможностей финансирования. Как только банки начнут кредитовать сельхозпредприятия как раньше, продажи увеличатся.

Индекс промышленного производства по Пензенской области за январь — июль нынешнего года в целом составил 83,8%. Не так плохо, отмечает Михаил Симонов, председатель региональной Ассоциации промышленников, объединяющей 90% предприятий области. Но надо иметь в виду, что большинство компаний являются не производителями конечных изделий, а комплектаторами третьей и четвертой очередей для ряда крупных госкомпаний и ведомств (РАО «РЖД», Росатом, Минобороны России и др.).

Для областных промышленных предприятий крайне важно обеспечить внутренний спрос на продукцию. Сделать это можно за счет увеличения госзаказа перечисленным выше структурам. А еще лучше сформировать госзаказ в разрезе субъектов Федерации, чтобы финансовые потоки стали прозрачнее и наверняка доходили до региональных предприятий.