Детективы проиграли учебникам

| статьи | печать

С 2 по 7 сентября на ВВЦ пройдет XXII Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ-2009). В преддверии события наш корреспондент Светлана Носенкова беседует с генеральным директором ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» Николаем ОВСЯННИКОВЫМ.

— Многие читатели приходят на книжную ярмарку, чтобы приобрести книги по цене более низкой, чем в магазинах. Скажите, в этом предназначение выставки?

— В первую очередь надо говорить об издателях. Они посещают ММКВЯ с несколькими целями. Например, показывают себя профессиональному сообществу, писателям, библиотекарям, книготорговцам, всему читающему миру. Они занимаются продвижением книг, торговой марки, своего имени. Ярмарка — это зеркало, в котором отражается каждый издатель в частности и отрасль в целом. Поэтому издатель не только показывает себя, но и смотрит на коллег, оценивает, каковы его позиции на рынке на данный момент, в чем он проигрывает или выигрывает. Участие в ярмарке помогает установить партнерские отношения, а также понять, где есть ниша, куда можно вложить капитал, то есть позволяет изучить книжный рынок.

Продажа книг поштучно всего лишь один из сервисов. Розничная цена книг на ММКВЯ, естественно, ниже. Дело в том, что в магазине она складывается из нескольких составляющих — себестоимости, наценки оптовой организации, магазина и т.п. А на выставке-ярмарке мы предоставляем нашим издателям возможность продавать продукцию напрямую.

Сейчас ММКВЯ привлекает не только чистых книжников, но и издателей электронной книги.

— Рассматриваете ли вы такой вариант, когда электронная книга вытеснит бумажную? Ведь совре­менные читатели все больше предпочитают цифровые источники информации.

— Рынок демонстрирует достоинства новых форм, но это не означает, что бумажная книга борется с электронной. Как кинематограф не убил театра, так и бумажная книга не уйдет, у нее всегда будет своя ниша. Скорее всего она станет более красивой, изящной, можно сказать, «картинной», чтобы ее хотелось рассматривать.

— Рынок демонстрирует достоинства новых форм, но это не означает, что бумажная книга борется с электронной. Как кинематограф не убил театра, так и бумажная книга не уйдет, у нее всегда будет своя ниша. Скорее всего она станет более красивой, изящной, можно сказать, «картинной», чтобы ее хотелось рассматривать.

— В каждой отрасли на том или ином этапе возникают вопросы и проблемы. Помогает ли ярмарка их решить?

— Безусловно, ведь одно из ее главных направлений — профессиональный обмен знаниями и опытом. В рамках ММКВЯ проходят конференции, круглые столы, встречи, дискуссии. На этот раз будут обсуждаться кризисные явления на рынке, коснувшиеся издательского бизнеса.

— Безусловно, ведь одно из ее главных направлений — профессиональный обмен знаниями и опытом. В рамках ММКВЯ проходят конференции, круглые столы, встречи, дискуссии. На этот раз будут обсуждаться кризисные явления на рынке, коснувшиеся издательского бизнеса.

— Не могли бы вы рассказать об этих явлениях подробнее?

— Книжный рынок сжимается. Приведу простой пример, наглядно иллюстрирующий при­чины происходящего. Если закроется какое-­нибудь крупное предприятие и люди потеряют работу или им снизят зарплату, естественно, деньги они будут тратить очень экономно, прежде всего на еду, и откажутся от того, без чего можно прожить какое­то время, в том числе от покупки новых книг. Соответственно в такой ситуации сократится объем продаж и книготорговцы не вернут деньги издателям. А те, в свою очередь, не смогут запустить следующий проект. Вот и получится сжатие рынка.

— Книжный рынок сжимается. Приведу простой пример, наглядно иллюстрирующий при­чины происходящего. Если закроется какое-­нибудь крупное предприятие и люди потеряют работу или им снизят зарплату, естественно, деньги они будут тратить очень экономно, прежде всего на еду, и откажутся от того, без чего можно прожить какое­то время, в том числе от покупки новых книг. Соответственно в такой ситуации сократится объем продаж и книготорговцы не вернут деньги издателям. А те, в свою очередь, не смогут запустить следующий проект. Вот и получится сжатие рынка.

По прилавкам книжных магазинов пока этого нельзя сказать — всего очень много. Но по настроению издателей заметно, что одни уменьшают обороты, а другие вообще закрываются. И в первую очередь те, у кого не было устойчивой ниши, не были отработаны технологии. У кого книга была дорога в производстве, начинают проигрывать тем, у кого она дешевле. Ярмарка в этом смысле опять-таки зеркало. Сегодня меньше издателей, представляющих широкие экспозиции. Даже те из них, у кого есть возможность организовать роскошный стенд, не делают этого — стали скромнее.

— А какие книги наиболее востребованы?

— Россияне больше заняты образованием, поэтому спросом пользуется литература, связанная с профессиональным совершенствованием, а также учебники, справочники, энциклопедии. Согласитесь, родитель откажет себе в покупке нового детективчика, но ребенку купит учебник.

— Россияне больше заняты образованием, поэтому спросом пользуется литература, связанная с профессиональным совершенствованием, а также учебники, справочники, энциклопедии. Согласитесь, родитель откажет себе в покупке нового детективчика, но ребенку купит учебник.

— В кризис некоторые предприниматели меняют сферу деятельности. Пробуют начать свое дело даже те, кто раньше был наемным работником. Что нужно, чтобы открыть собственное издательство?

— Издательский бизнес можно вести и дома. Допечатная издательская технология предполагает набор и верстку. Для этого достаточно пары хороших компьютеров. И я знаю много издательств, организованных на дому. Такое оборудование вполне доступно одному человеку. Другое дело, что необходима рукопись, которая будет востребована. Ведь много литераторов издают за свой счет книги, которые потом пылятся на полках. Так что для хорошего старта надо иметь хотя бы десяток качественных рукописей талантливых авторов. Если говорить о себестоимости книги, то на один экземпляр уйдет примерно 50—100 руб. и свыше. Выпустить тысячу экземпляров тоже не проблема. Проблема в рекламе, без которой невозможно продать книгу. И средства, затраченные на нее, могут поглотить любой доход от книги. Поэтому очень важен интеллектуальный уровень издателя, насколько он может спрогнозировать ситуацию и просчитать рекламную кампанию. Одним словом, войти на этот рынок, имея от 300 тыс. руб. в кармане, можно, но вероятность удачи невелика. Книгоиздательская отрасль в России ежегодно выпускает более 100  тыс. наименований новых книг, и не затеряться в этой вселенной смогут только самые яркие светила.

— Издательский бизнес можно вести и дома. Допечатная издательская технология предполагает набор и верстку. Для этого достаточно пары хороших компьютеров. И я знаю много издательств, организованных на дому. Такое оборудование вполне доступно одному человеку. Другое дело, что необходима рукопись, которая будет востребована. Ведь много литераторов издают за свой счет книги, которые потом пылятся на полках. Так что для хорошего старта надо иметь хотя бы десяток качественных рукописей талантливых авторов. Если говорить о себестоимости книги, то на один экземпляр уйдет примерно 50—100 руб. и свыше. Выпустить тысячу экземпляров тоже не проблема. Проблема в рекламе, без которой невозможно продать книгу. И средства, затраченные на нее, могут поглотить любой доход от книги. Поэтому очень важен интеллектуальный уровень издателя, насколько он может спрогнозировать ситуацию и просчитать рекламную кампанию. Одним словом, войти на этот рынок, имея от 300 тыс. руб. в кармане, можно, но вероятность удачи невелика. Книгоиздательская отрасль в России ежегодно выпускает более 100  тыс. наименований новых книг, и не затеряться в этой вселенной смогут только самые яркие светила.

Справка

ММКВЯ в новом формате

С 2 по 7 сентября 2009 г. XXII Московская международная книжная выставка-ярмарка — крупнейший в стране книжный форум международного масштаба с тридцатилетней историей — откроется в новом павильоне № 75 ВВЦ.

Выставка займет три выставочных зала общей площадью 24 тыс. кв. м. В них будет размещено свыше 900 экспозиций 2780 организаций-­участников. Будут представлены более 150 тыс. изданий на десятках языков.

В рамках выставки мероприятия проведут ООН, Международная ассоциация издателей, Посольство Французской Республики в РФ, Посольство Королевства Норвегия в РФ, Венгерский и Греческий культурные центры в Москве и др. Почетный гость выставки — Индия.

Помимо традиционной книги будет представлена электронная книга на экспозиции «Книгабайт», где можно будет ознакомиться не только с устройствами для чтения, книгами на CD, DVD, аудиокассетах, но и с книжными интернет-ресурсами (интернет-магазинами, интернет-библиотеками, интернет-энциклопедиями).

На ММКВЯ будут обсуждаться актуальные проблемы, волнующие сегодня книгоиздателей, полиграфистов, книготорговцев и библиотекарей.