«Малыши» уходят в тень, чтобы не платить и не объединяться

| статьи | печать

При переходе от системы лицензирования к саморегулируемым отношениям могут погибнуть множество малых предприятий. Сегодня бьют тревогу небольшие компании, которые работают на строительном рынке и согласно законодательству обязаны стать членами СРО с 1 января 2010 г. Причина панических настроений среди субъектов малого предпринимательства — высокие финансовые требования саморегулируемых организаций к будущим участникам.

«Я думаю, что с отменой лицензий и переходом на саморегулируемые организации резко сократится число организаций малого и среднего бизнеса, поскольку для получения членства в СРО нужно заплатить три вида взносов — вступительные, членские и в компенсационный фонд. Это от 150 тыс. до 700 тыс. руб., а государственная лицензия стоила 64 тыс. руб. и выдавалась на пять лет, — написал в редакцию «ЭЖ» Василий Михалев, гендиректор ЗАО «Гидротех», деятельность которого связана с разработкой проектной документации. — Где же взять малому предпринимателю такую сумму?»

В настоящий момент большинство малых предпринимателей строительного сектора тянут время и надеются, что положение об обязательном вступлении в СРО отменят.

«Не хочется снова платить большие деньги за вступление в сомнительное общество. Не понятно, зачем надо было менять шило на мыло — заменять лицензии СРО. Явно пролоббированный законопроект», — поделился с корреспондентом «ЭЖ» главный бухгалтер подрядной организации, которая занимается отделочными работами. Вступление в СРО ей обойдется как минимум в три раза дороже, чем получение пятилетней лицензии.

Что будет с малыми предприятиями после введения порядка саморегулирования? С этим вопросом корреспондент «ЭЖ» обратился к экспертам.

«Отмена лицензий в любом случае приведет к снижению доли малого и среднего бизнеса. Причем в наибольшей степени, на наш взгляд, это затронет строительный сектор, оценочную деятельность и аудиторство. Доля малых предприятий в целом может сократиться не менее чем на 35—40% при нынешних условиях», — считает Константин Романов, аналитик ИК «ФИНАМ».

Есть и более оптимистичный прогноз. «Даже если число малых и средних предприятий будет сокращаться, то незначительно — не более чем на 8—10%. Однако большинство малых и средних предприятий намерены остаться на рынке и предпримут для этого все возможные меры», — уверен Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Сейчас государство озабочено выживанием крупных предприятий и преодолением ими кризиса. Есть надежда, что руководство страны разработает дополнительные меры для поддержки малого и среднего бизнеса в отдельных сегментах. Как следствие, объем сокращения доли малого и среднего предпринимательства в результате введения СРО будет менее существенным. Председатель правительства и президент неоднократно говорили, что поднимать экономику России нужно за счет малого и среднего бизнеса. Господдержка малого бизнеса может происходить в данном случае опосредованно: за счет снижения налоговой нагрузки, сокращения административных барьеров, предоставления информационной и иной госпомощи либо путем предоставления прямой финансовой компенсации затрат предпринимателей на участие в СРО в определенных случаях.

Рассуждая, как долго ждать бюджетной помощи, не следует забывать, что необходимость вступления в СРО установлена только для ныне лицензируемых видов экономической деятельности. Как правило, в лицензируемых видах деятельности доля малого и среднего бизнеса ниже, чем крупных предприятий. Это связано с различными факторами, в том числе высокими издержками на ведение деятельности.

Тем не менее небольшие компании на этих рынках работают и задаются вопросом, как действовать в сложившейся ситуации. По мнению экспертов, одно из основных решений данной проблемы — объединение нескольких малых предприятий и создание более крупного игрока, которому по силам вступить в саморегулируемую организацию, созданную большими компаниями. Позитивными факторами, сопровождающими решение о консолидации, также могут стать повышение качества оказываемых услуг, уменьшение рисков для клиентов укрупненных и входящих в СРО компаний, а также сокращение стоимости услуг.

Теоретически компании, которые не согласны с размером взносов, могут оспорить его в суде. По крайней мере величину тех взносов, которые устанавливает сама СРО. Разрешить вопрос можно и создав собственную саморегулируемую организацию, ведь закон не ограничивает число СРО. Впрочем, сложно представить, что владельцы небольших компаний в массовом порядке будут применять подобные шаги на практике. Как показал опрос, проведенный корреспондентом «ЭЖ», большинство субъектов малого предпринимательства, работающих в настоящий момент на строительном рынке по лицензии, считают для себя вступление в СРО непосильным. Причем наиболее популярный метод выхода из создавшегося положения, который уже начинают применять бизнесмены, — уход в тень.