Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 28, 2009 г.)

| статьи | печать

Письмо Минфина России от 07.07.2009 № 03-07-09/32

Указание в строке 2 счета-­фактуры только одного наименования продавца — полного или сокращенного — не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, отраженных в счете-­фактуре.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2009 № 451 внесены изменения в Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. В частности, изменения затронули порядок заполнения строки 2 «Продавец» счетов-фактур. Буквальное их прочтение обязывает налогоплательщиков отражать в этой строке и полное, и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами. Прежняя редакция позволяла проставлять одно наименование — полное или сокращенное. Минфин России поспешил успокоить налогоплательщиков и разрешил по-прежнему указывать одно наименование.

Письмо Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153

Организация вправе перечислять суммы НДФЛ, удержанные из доходов работников обособленных подразделений, одной платежкой, если эти подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют одинаковый КПП.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе (п. 7 ст. 226 НК РФ). Следовательно, организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений. При этом она обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Но теперь благодаря разъяснениям Минфина количество платежек можно сократить.

Письмо Минфина России от 01.07.2009 № 03-02-07/1-334

Налоговые органы не имеют права принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения сумм пеней, по которым пропущен срок на принудительное взыскание. В подобном случае сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика при условии, что у него отсутствуют другие недоимки и задолженности.

Такая позиция финансового ведомства подтверждена судебной практикой. В Определении от 08.02.2002 № 381-О-П Конституционный Суд РФ отметил следующее. Положения п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях НК РФ. Аналогичная позиция приведена в Определении ВАС РФ от 02.10.2008 № 12563/08 и постановлении ВАС РФ от 20.01.2009 № 10707/08.

Письмо Минфина России от 01.07.2009 № 03-02-07/1-333

Сумма налога, излишне уплаченная реорганизованной в форме присоединения компанией, может быть зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей ее правопреемника.

Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации компаний установлены в ст. 50 НК РФ. В соответствии с п. 2 данной статьи правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется правами, исполняет обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков. Пункт 10 ст. 50 НК РФ разрешает суммы налогов, излишне уплаченные реорганизованной компанией, при отсутствии у нее задолженности возвращать правопреемнику. По экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей различий нет, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04). Поэтому Минфин России не видит оснований для запрета на проведение инспекцией зачета таких сумм в счет предстоящих платежей правопреемника реорганизованного юридического лица.