Зерновой ОПЕК на троих

| статьи | печать

Россия, Украина и Казахстан говорят о создании причерноморского пула экспортеров пшеницы. Так сказать, «зерновой ОПЕК», призванной стать глобальным регулировщиком торговой политики на мировом рынке зерна. Руководящая роль в этом пуле подразумевается, конечно, за Россией. То есть за страной, которая является одним из крупных импортеров продовольственной пшеницы.

О возможности появления пула причерноморских экспортеров зерновых говорили на форуме в СанктПетербурге Президент России Дмитрий Медведев, руководители сельскохозяйственных министерств Украины и Казахстана.

Глава Минсельхоза Елена Скрынник сообщила в связи с этим, что Россия в ближайшие 10—15 лет собирается увеличить урожай зерновых до 135 млн т, а экспорт пшеницы может составить 40 млн т. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского и по оценке аналитической компании «Прозерно», Россия в 2008—2009 гг. поставила на экспорт 25 млн т зерновых, в том числе 22 млн т пшеницы.

Россия увеличивает свою долю на мировом зерновом рынке. Она уже выросла с 1% в 2000 г. до 14% в 2008-м, что позволило стране занять второе место в списке мировых лидеров экспорта зерновых. Доля крупнейшего мирового продавца зерна — США — за тот же период снизилась с 28 до 20%. Казахстан и Украина сейчас занимают, по данным «Прозерно», шестое и седьмое места соответственно.

Скоординированная с Казахстаном и Украиной экспортная политика, считает Е. Скрынник, позволила бы снизить зависимость цен на мировом рынке от спекулятивных факторов. Иными словами, сторонники создания пула считают, что действительно способны серьезно влиять на мировые цены. В этом появляется сомнение, когда вспоминаешь об истории пула нефтеторговцев — ОПЕК. Как раз для того, чтобы не позволять договорным ценам производителей разрушать экономики стран­покупателей (после попытки нефтяной блокады США арабскими странами в 70-х гг. прошлого века), была организована биржевая торговля нефтью. По зерну же этого и делать не придется: оно издавна продается на товарных биржах.

В 2008 г. три страны произвели 174,8 млн т зерновых
и их общий экспорт в 2008/2009 зерновом году (закончился 30 июня 2009 г.) составил 50,2 млн т.
В 2009 г. общий урожай по расчетам снизится
до 156 млн т, а экспорт — до 44,5 млн т.
Российский урожай может составить 99,2 млн т.
К 2015 г. урожай может возрасти
за счет увеличения посевных площадей и повышения урожайности до 128,5 млн т.

Может быть, поэтому глава мин­агрополитики Украины Юрий Мельник, подтверждая, что его страна готова обсуждать участие в работе зернового пула, говорил не о ценообразовании, а больше о необходимости продолжить успешно начатую и в Украине, и в России борьбу за уничтожение мелкотоварных производств.

И замминистра сельского хозяйства Казахстана Арман Евнеев тоже больше не о ценах волнуется, а о путях доставки продукции покупателям: «Пул даст возможность совместно использовать порты и перевалочные терминалы, а также координировать транспортные потоки». Понятно: Казахстан экспортирует зерно через черноморские порты, принадлежащие РФ и Украине. То есть пул, кажется, нужен всем странам, хотя и по разным причинам.

А. Злочевский сообщил «ЭЖ», что рабочая группа по данному проекту была создана еще в прошлом году, но никаких документов она еще «не родила, даже протокола о намерениях пока нет».

Россия планирует экспортировать 19,5 млн т зерна в текущем году. Около 70% из них скорее всего будет отправлено в страны Ближнего Востока и Северной Африки. «США не могут выдержать конкуренцию при поставках в Египет и потеряли значительную часть иракского рынка, который переключился на более дешевых поставщиков. США потеряли черноморский рынок», — отмечают американские аналитики. Ближневосточные страны торопятся с заказами пшеницы из России по низким ценам, стремясь заполнить склады. «Цены снижаются, и покупатели стараются закупить максимальные объемы», — говорят в Российском зерновом союзе. При этом России приходится увеличивать импорт пшеницы, главным образом из Канады, где российские мукомольные компании закупают более 1 млн т твердой пшеницы класса durum. В чем дело?

Многие российские хозяйства перестали выращивать пшеницу твердых сортов. «Чтобы возделывать эту капризную и затратную агрокультуру, нужно правильно выбирать технологии и строго соблюдать их», — говорит гендиректор агрофирмы «Нивы Оренбуржья» Александр Зубов. «Мы выращивали твердую пшеницу с 2001 по 2003 г., но потом остановились на мягкой, — рассказывает замдиректора сельхоздепартамента самарской компании «Синко» Андрей Зорин. — Урожайность составляла 12—18 центнеров, а рентабельность мягких и твердых сортов была одинаковой — в пределах 10%. Но мягкие легче реализовывать. Твердые же требовали больших усилий при возделывании, уступая в урожайности 5—10%».

Большую часть российской пшеницы мягких сортов лишь условно можно назвать продовольственной. А вот Казахстан производит зерно «хард». Правда, казахи вряд ли согласятся, чтобы их зерно стало основой для российской зерновой политики.

Казахстану нужны порты. Но российская транспортная инфра­структура приближается к максимальной загрузке. И затраты на перевалку российского зерна в морском порту Новороссийска составляют 22—23 долл./т, а перевалка через украинские порты обходится 16—17 долл./т, а при экспорте зерна из Евросоюза —
5—6 долл./т. Но Россия, по словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, будет расширять поставки зерна в страны Азиатско­-Тихоокеанского региона и создаст Дальневосточный зерновой коридор.