Граждане уходят в тень

| статьи | печать

Сокращение реальных доходов населения заметно меньше, чем сокращение сборов НДФЛ. Это значит, что кризис загоняет граждан в теневую зону.

ФНС России опубликовала статистику о поступлении администрируемых ею доходов бюджета в январе — мае 2009 г. Поступления снизились до 3,3 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (4,1 трлн руб.). Падение по сборам НДФЛ в мае 2009 г. к маю 2008го — 5,6%. Но за тот же период, по данным Росстата, реальные доходы населения сократились на 1,3%.

ФНС России опубликовала статистику о поступлении администрируемых ею доходов бюджета в январе — мае 2009 г. Поступления снизились до 3,3 трлн руб. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (4,1 трлн руб.). Падение по сборам НДФЛ в мае 2009 г. к маю 2008го — 5,6%. Но за тот же период, по данным Росстата, реальные доходы населения сократились на 1,3%.

Компания Nielsen в исследовании «Российский потребитель в кризис» отмечает, что уровень потребительского доверия в РФ впервые за восемь последних месяцев стабилизировался. Nielsen замечает, что выросло число респондентов, которые предпочитают откладывать покупки товаров длительного пользования. Однако и исследователи, и торговля уже заметили: спрос восстанавливается, потребительские расходы начинают расти.

Другое дело: чего больше начинают покупать россияне. По официальным данным, сокращение оборота розницы увеличилось с 4,5% в апреле до 5,6% в мае. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами по сравнению с маем 2008 г. снизился на 8,4%, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями — на 2,7%. Но, по последним экспертным данным, увеличивается доля «серой» торговли, контрафакта и контрабанды, а продажи этих товаров часто не отражаются в статистике. И есть основания полагать, что россияне не столько начали экономить на одежде, еде и выпивке, сколько стали предпочитать делать покупки заведомо нелегальной одежды, еды и особенно выпивки.

Таким образом, сопоставление данных ФНС и Росстата показывает, что доходы граждан уводятся изпод налогообложения. А анализ потребительского рынка наводит на подозрение, что и расходы граждан уходят туда же — в тень.