Инвестиционный кризис и проблемы структуры машиностроения

| статьи | печать

Состояние производственных фондов

и растущий спад инвестиций в их воспроизводство

вызывают тревогу за будущее российской

промышленности.

Данные Росстата и ряда исследований,

в том числе и газеты «Экономика и жизнь»,

свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер.

«ЭЖ» начинает публиковать материалы

анализа результатов исследований

В экономике страны продолжает господствовать кризис. Во всех важнейших секторах народного хозяйства превалирует спад производства товаров и услуг.

По данным Росстата (предварительные оценки), ВВП в I квартале 2009 г. составил 90,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Для промышленных видов деятельности индекс в апреле 2009 г. к апрелю 2008 г. не превысил 85,1%.

Наибольшие потери несет инвестиционная сфера. По оценке Росстата, объем инвестиций за январь — апрель 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г. равен 84,2%.

Уже пересматривает свои инвестиционные программы «Газпром». Согласно апрельскому меморандуму расходы на капитальное строительство его дочерних предприятий существенно уменьшаются. По трем из них программы урезаны более чем в 3 раза, а объем сокращений инвестиций составил почти 90 млрд руб. Очевидно, такая же судьба ожидает многие крупные инвестиционные программы, включая те, которые имеют инфраструктурный характер. По данным мониторинга РСПП, в ноябре 2008 г. более 47% предприятий перенесли инвестиционные программы на более благоприятное время.

Все это неизбежно скажется на спросе на продукцию отраслей, обеспечивающих материально­вещественные компоненты инвестиционного процесса. Поэтому в орбиту инвестиционного спада попали такие виды деятельности, как производство всех видов машин и оборудования инвестиционного назначения и производство строительных конструкций и материалов.

Так, производство машин и оборудования в апреле 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. находилось на уровне 48,3%, электрооборудования, электронного оборудования и оптического приборостроения — 61,7%, транспортных средств и оборудования — 62,6%.

В зону наибольшего поражения попали отрасли российского машиностроения с преобладанием серийного производства и низкой конкурентоспособностью как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это строительно­дорожное и сельскохозяйственное машиностроение (включая производство машин для лесной и деревообрабатывающей промышленности), а также коммунальное машиностроение. В среднем по этой группе отраслей спад составил до 60%.

Оборудование для горнодобывающей и нефте­ и газодобывающей отраслей промышленности также в списке аутсайдеров.

Пока относительно благополучно энергетическое машиностроение, так как ему присущ единичный, в лучшем случае — мелкосерийный характер произ­водства. Производственный цикл для такого оборудования значительно превышает годовые рамки, и поэтому предприятия энергетического машиностроения еще сдают выполненные по докризисным контрактам заказы, они обеспечивают в целом благоприятные показатели.

Производство газовых турбин за год с января — апреля 2008 г. по январь — апрель 2009 г. возросло на 22,2%, турбин гидравлических — на 20,1% при одновременном спаде производства более простых и массовых компрессоров воздушных и газовых приводных на 58,7%.

Завершение работ по крупным контрактам существенно ухудшит положение в подобных отраслях. Это отдельные производства тяжелого подъемнотранспортного машиностроения, химического (101,2%), не говоря уже об атомном. Их быстрое падение может повлиять на общий масштаб спада в машиностроении.

На Уралмаше сегодня выполняются ранее сформированные заказы, а новых нет. Рассматривается вариант частичной остановки производства.

Конкурентные преимущества

Большинство депрессивных отраслей машиностроения, по сути, являются производителями технических средств для тех сфер экономики, которые призваны обеспечить реализацию конкурентных преимуществ России в глобальном экономическом пространстве. По мнению экспертов, к элементам такого конкурентного потенциала относятся:

  • энергетический (отрасли­производители: энергетическое машиностроение, горно­, нефте­ и газодобывающее машиностроение, машиностроение для переработки нефти);
  • научноисследовательский (отрасли­производители: научное приборостроение, включая информационные технологии);
  • транзитный (отрасли­производители: строительно­дорожное машиностроение, железнодорожное, производство грузовых автомобилей и т.п.);
  • сельскохозяйственный (отрасли­производители: сельскохозяйственное машиностроение, в том числе машиностроение для животноводства, пищевое машиностроение).

Импортное оборудование

Одновременно ревизии подвергаются и закупки импортного оборудования. Резко возросший курс доллара и евро по отношению к рублю для многих предприятий поставил под сомнение целесообразность приобретения импортного оборудования.

Между тем, по данным опроса около 100 промышленных предприятий, проведенного «ЭЖ» накануне резкого обострения кризисной обстановки в России в сентябре — октябре 2008 г., более 75% предприятий при выборе оборудования предпочтения отдавали импортному. При этом у 70% предприятий данной группы закупки импортного оборудования в два и более раза превышали закупки отечественного, а почти у 30% предприятий превышение достигало трех и более раз. Все сводится к тому, что потребитель импортного оборудования получает преимущества в ходе его эксплуатации, когда формируются основные издержки в период всего «жизненного» цикла оборудования. Например, за весь период эксплуатации металлорежущего станка затраты распределяются следующим образом: покупка станка — 16%, его эксплуатация — 84%.

Импортное оборудование является важнейшим элементом формирования инвестиций для приобретения новой техники. По данным «ЭЖ», лишь 17% предприятий предпочитают отечественное оборудование (диаграм­ма 2). У них на 1 руб. инвестиций в отечественное оборудование приходится 25—50 коп. инвестиций в импортное. На 13,3% предприятий инвестиции между отечественным и импортным оборудованием распределяются поровну. Далее следует резкое превышение доли импортного оборудования по сравнению с российским. Для 22,2% предприятий превышение достигает 2 раза, для 17,8% — 3 раза, для 28,9% — более 3 раз.

Приведенные данные подтверждают результаты опроса Высшей школы экономики (ГУВШЭ) в 2004—2005 гг. (диаграмма 3). Можно предположить, что отечественное оборудование используется в основном для простого воспроизводства. Внедрение принципиально новых инновационных технологий в крупных масштабах на российском оборудовании затруднительно. Особую заинтересованность в импортной технике проявляют сами машиностроители. Один из руководителей ОАО «Электросила» отметил, что для переоснащения станочного парка предприятия используется только импортное оборудование, поскольку продукция отечественного станкостроения доверия не вызывает.

Такие данные подтверждаются и анализом структуры парка строительной техники и динамики ее изменения. По данным Росстата, доля импортной техники во всем объеме парка строительных машин на 1 января 2008 г. составляла 34,9%, а годом позднее — 41,3%, причем количество этих машин практически не изменилось. Импортная техника играла решающую роль в воспроизводстве всего парка строительной техники, обеспечивая его техническое перевооружение и расширение.

В электроэнергетике, где мощность российских электростанций, построенных на зарубежных турбинах и котлах, пока не превышает 2% от общей мощности энергосистемы, реализация утвержденных планов по закупкам зарубежного оборудования способна довести уровень мощностей, базирующихся на импортной технике, до критических значений. Перспектива реализации этих планов сегодня не ясна.

Развернувшийся мировой кризис, в орбите которого оказалась и Россия с ее особенностями развития, внес существенные изменения в отраслевую и продуктовую структуру машиностроения как важнейшего компонента инвестиционного процесса. Предстоящие значительные сокращения импорта машин и оборудования только усилят разлад в воспроизводственной структре активной части инвестиций.