Эксперты предлагают сокращать не соцрасходы, а затраты на содержание чиновников

Увеличение налоговой нагрузки на предприятия не будет способствовать выходу из кризиса
| статьи | печать

Минфин опять завел речь об увеличении нераспределенных средств государственных резервных фондов. Финансовые власти готовы сокращать социальные расходы, еще совсем недавно бывшие неприкосновенными, не говоря уже о повышении налоговой нагрузки на бизнес.

Идея снижения бюджетных расходов, сокращения дефицита и увеличения резервных фондов красной нитью проходит через все Бюджетное послание Президента РФ, в котором чувствуется влияние взглядов главы нашего финансового ведомства.

В этом важнейшем документе отмечается, что бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на традиционные товары российского экспорта. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

На первый план выходит последовательное снижение бюджетного дефицита. Причем бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию.

По сути, глава государства предложил пересмотреть уровень социальных расходов, которые ранее считались строго обязательными: «Необходимо определиться с параметрами индексации фондов оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и минимального размера оплаты труда. Предлагаю это сделать по итогам исполнения бюджета за 1-е полугодие текущего года, сохранив возможность и последующей корректировки по итогам года в целом».

В планах финансового ведомства увеличить с 2010 г. нагрузку на фонд оплаты труда предприятий, которая возрастет с 26 до 34%. Под налоговый пресс попадут даже фирмы, использующие упрощенную систему налогообложения.

Директор Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев переводит с чиновничьего языка на русский формулировку так: «Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий». Это означает, что никакой компенсации повышения социальных платежей предприятиям не будет.

Не так страшен кризис

Так ли плоха ситуация с пополнением федерального бюджета, чтобы покушаться на социальные расходы и грузить бизнес новыми платежами? Ведь они несколько лет назад отменялись в целях создания благоприятных условий для развития отечественных предприятий.

Дефицит федерального бюджета по итогам января – апреля нынешнего года составил более 369 млрд руб. Это около 10% от всей суммы годового показателя (почти 3 трлн руб.).

Уместно вспомнить, что последний вариант федерального бюджета верстался исходя из цены на нефть 41 долл. за баррель. Сейчас цена на черное золото на международных рынках уже поднялась до 67 долл. Причем ОПЕК недавно заявил, что будет стремиться к повышению цен на нефть до 75 долл. за баррель. Это позволит обеспечить инвестиции в разработку новых месторождений углеводородов.

Руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев обращает внимание на возобновившийся приток иностранного капитала в Россию. В январе из страны ушло 29 млрд, в апреле – 1,5 млрд, а в мае предполагается приток 2 млрд долл. М. Дмитриев отмечает, что глобальные игроки пришли в себя от потрясений кризиса и направили в фонды акций развивающихся рынков более 20 млрд долл., причем значительная доля этих денег досталась нашей стране.

Более того, подчеркивает М. Дмитриев, приток капитала показал кредиторам отечественных компаний, что риски снизились и можно начинать рефинансирование их долгов. «Мечел», МТС и «Газпром» уже перекредитовались, и в дальнейшем этот процесс продолжится.

Если поискать в статьях бюджета

На самом деле в государственном бюджете достаточно расходов, которые можно сократить, не задевая нужды социально слабых категорий граждан и не увеличивая нагрузку на бизнес. Кстати, от успешной работы последнего в конечном итоге зависит выход из экономического кризиса.

Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова считает, что нецелесообразно сокращать расходы, направленные на поддержку экономики. На сегодняшний день существуют лишь приблизительные оценки так называемых плохих кредитов, которые могут создать проблемы в работе наших банков. Сколько средств им потребуется в реальности для преодоления кризисных явлений, сейчас сказать сложно.

Более насущной проблемой является снижение расходов на содержание государственного аппарата. Но сделать это очень трудно, по крайней мере до сих пор ни одному правительству – ни в советский период, ни в новейшей истории – это не удавалось.

Социальные расходы, уверен И. Николаев, сокращать нельзя, хотя бы по политическим причинам. Объявленные ранее параметры повышения зарплат и пенсий не стоит подвергать ревизии, даже если мы здесь попали в бюджетную ловушку.

Из всех расходов федерального бюджета, по оценке директора департамента ФБК, наиболее вероятно сокращение инвестиционных затрат, прежде всего федеральных целевых программ.

Наиболее оптимистично настроен М. Дмитриев. Если экономика начнет выходить из кризиса, бюджетные расходы в большом объеме уже не понадобятся. Компании рефинансируют долги, спрос на их продукцию возрастет, а антикризисные затраты станут просто избыточными.

Что ж, при таком развитии событий необходимость в увеличении налогового бремени отпадет сама собой.