Продавцам стоит опередить государство

| статьи | печать

В России может появиться кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. Начать его разработку договорились на этой неделе комиссии РСПП по АПК в лице ее председателя Ивана Оболенцева и торговли и услугам, возглавляемой Львом Хасисом, при участии Ассоциации компаний розничной торговли (АКОР) и Союза независимых сетей России (СНСР)[1].

Участники цепочки «поле – прилавок» надеются, что появление кодекса сделает необязательным принятие некоторых положений проекта федерального закона «О развитии и регулировании торговой деятельности», с помощью которых власти хотели бы регулировать цены на продукты питания.

По разным оценкам, рост цен на продукты питания в этом году может составить 20–45%. За 2008 г. цены на продовольствие уже увеличились на 17,7%. В странах ЕС за это же время они возросли на 4,1%. Государство по привычке задумалось о регулировании цен. Но на кого Закон о торговле возложит функцию регулирования (МВД, ФСТ, ФАС России, Генпрокуратура, Минсельхоз и т.д.)? Как это будет отслеживаться: через фиксацию наценки или по верхнему пределу цены? Самой цены или годовых темпов ее роста? По всей технологической цепочке или только в торговле?

 

Фейс-контроль у сети

Продовольственная безопасность требует, чтобы отечественная продукция занимала гораздо больше места на полках, чем сейчас. Но доступ российских сельхозпроизводителей к сетевым полкам ограничен.

Торговые сети расходы по поставке и риски по реализации товара возложили на поставщиков. Вот примеры дискриминационных требований торговых сетей:

1. Не изменять цены на товар от одного до нескольких месяцев.

2. Предоставлять отсрочку платежа за поставленный товар до трех месяцев и более.

3. Поставлять товары по ценам не выше цены, за которую получают аналогичный товар другие операторы розницы.

Через торговые сети продают продукцию те, кто может выполнить эти условия, – крупные поставщики по большей части импортных продуктов.

 

По долгам заплатит производитель

Представители ритейлеров обо­снуют необходимость подобных поборов значительными издержками на приобретение или создание торговых площадок, связанных с высокими арендными ставками в крупных городах, дефицитом торговых площадей и неразвитостью инфраструктуры. При этом практически все ритейлерские сети в России развивались за счет кредитования. Банки охотно и без надлежащей оценки рисков кредитовали инвестпроекты розницы, ведь потребительский спрос до последнего времени рос с каждым годом. Большинство проектов реализовывалось не с целью получить прибыль, а чтобы успеть занять как можно больше торговых площадок. Ведь по сравнению с развитыми странами торговых площадей в России критически не хватает.

С развитием кризиса у продуктовых сетей возросла долговая нагрузка, а операционная эффективность неуклонно снижается. Сегодня и крупные, и средние банки не только отказываются кредитовать торговлю, но и предлагают погашать займы досрочно. В результате в 2008 г. у ряда ритейлеров случился дефолт. Получается, что платить по долгам торговцев будут производители с потребителями.

Еще одна причина, по которой в рознице мало отечественных продуктов, – лишь немногие производители способны работать в соответствии со стандартами по объему, ритмичности поставок и качеству, задаваемыми форматом сетевой торговли. Поэтому нормы, содержащиеся в проекте закона о торговле и устанавливающие особые условия торговли продукцией отечественных сельхозпредприятий, всерьез никому не помогут.

 

Договоримся без помощи государства?

Назревает необходимость установить правила игры в отношениях отечественных (особенно мелких) производителей продукции АПК и торговых организаций. В развитых странах вопросы взаимоотношения бизнеса наиболее эффективно решаются в диалоге. Например, поставщики и торговые сети вырабатывают кодекс лучшей практики. Британский кодекс практики супермаркетов подробно описывает условия справедливого сотрудничества, содержит запрет на перекладывание затрат по реализации товаров на поставщиков в форме бонусов и оплаты маркетинговых услуг. Но, главное, он требует прозрачности при формировании торговой надбавки. Розничные торговцы обязаны разрешать все споры с поставщиками в отношении применения кодекса в арбитраже.

Думаю, что, пока государство не расставит все по полкам так, как ему заблагорассудится, российским торговым сетям нужно успеть договориться с союзами поставщиков о правилах игры, чтобы вместе развиваться в это непростое время.

______________________________

[1] АКОР объединяет 30 крупнейших торговых сетей России.

СНСР объединяет 35 региональных сетей.

Комиссия РСПП по АПК объединяет более 5 тыс. предприятий – производителей и переработчиков продовольственных товаров во всех субъектах РФ.