Предприятие объявило простой. Как учесть затраты? («Бухгалтерское приложение», № 16, 2009 г.)

| статьи | печать
Предприятие объявило простой. Как учесть затраты? («Бухгалтерское приложение», № 16, 2009 г.)

В настоящее время некоторые предприятия перешли на режим простоя. Но даже в этот период организация несет расходы. О том, как их учесть, читайте в статье.

СИТУАЦИЯ

Предприятие месяц простаивало по вине работодателя. Работали бухгалтерия и администрация, продукция не выпускалась. Как отразить в налоговом учете зарплату, выплаченную работникам в период простоя, амортизацию, аренду зданий и основных средств и т.д.?

ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ: УБЫТКИ ИЛИ ОПЛАТА ТРУДА?

Трудовой кодекс определяет простой как временную приостановку работы по причинам экономического, технологического или организационного характера (ст. 72.2). В статье 157 ТК РФ названы три вида простоя: по вине работодателя, по вине работника и по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя.

Если приостановка работы произошла по вине работодателя, время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка работника (ст. 157 ТК РФ).

Убытки, связанные с оплатой работнику времени простоя, учитываются при налогообложении прибыли. Работодатель должен оплатить работникам время простоя, следуя указаниям законодательства, поэтому выплаты не могут рассматриваться как экономически неоправданные. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2005 № 13591/04.

Возникает вопрос, как учитывать данные выплаты? Есть два варианта: либо в составе расходов на оплату труда, либо в составе внереализационных расходов на основании ст. 265 НК РФ.

Минфин России в разное время высказывался в поддержку и первого, и второго способа. Так, в письме от 03.04.2007 № 03-03-06/1/208 говорится, что выплаты за время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, нужно признавать в расходах на оплату труда. Чиновники аргументировали свою позицию тем, что согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам, а также затраты, связанные с их содержанием и предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами. В частности, это суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

В арбитражной практике также встречается мнение, что выплаты за время простоя следует включать в расходы на оплату труда (Определение ВАС РФ от 08.12.2008 № ВАС-15508/08, постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2008 № Ф09-6290/08-С2).

А в письмах Минфина России от 15.10.2008 № 03-03-06/4/71, от 16.01.2006 № 03-03-04/1/31 и от 07.12.2005 № 03-03-04/1/412 сказано, что выплаты работнику, связанные с простоем, нужно учитывать в составе внереализационных расходов на основании ст. 265 НК РФ. Чиновники в этих разъяснениях расценивают выплаты в качестве потерь и ссылаются на подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ, согласно которым потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам относятся к внереализационным расходам.

В поддержку данной позиции тоже есть судебные решения (см. постановления ФАС Московского округа от 22.01.2008 № КА-А40/14328-07 и Поволжского округа от 06.03.2008 № А65-9131/2007). В постановлении ВАС РФ от 19.04.2005 № 13591/04 судьи отметили, что применение п. 2 ст. 265 НК РФ не зависит от причин возникновения простоя и не связано с критерием вины. То есть учитывать в целях налогообложения прибыли можно и суммы оплаты времени простоя по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя, и оплату простоя по вине работодателя.

 «ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ

Выплаты за время простоя облагаются ЕСН в общеустановленном порядке. Такую точку зрения высказывает и Минфин, и ФНС России. Специалисты этих ведомств подчеркивают, что такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя (письма Минфина России от 12.07.2005 № 03-05-02-04/135, от 28.05.2007 № 03-04-07-02/18, от 08.05.2007 № 03-04-06-02/97 и письмо ФНС России от 01.06.2007 № ГВ-6-05/447@).

Судьи также считают, что на выплаты за время простоя следует начислять ЕСН (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2008 № А05-11430/2007, от 18.01.2008 № А56-22499/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 16.01.2008 № А11-1995/2007-К2-20/123, от 17.09.2007 № А43-35339/2006-34-1219, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 № Ф09-6290/08-С2).

Кроме того, необходимо начислить взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Перечисленные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (подп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 и п. 1 ст. 210 НК РФ).

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве тоже уплачиваются в общем порядке, поскольку оплата простоя не включена в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765).

ДРУГИЕ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОСТОЕМ

Кроме оплаты работникам времени простоя, у предприятия могут возникнуть и другие расходы. Это, например, амортизационные отчисления по объектам основных средств; арендная плата (если организация арендует движимое или недвижимое имущество), оплата коммунальных услуг, другие расходы, связанные с обслуживанием процесса производства.

Согласно подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена на суммы:

– потерь от простоев по внутрипроизводственным причинам;

– не компенсируемых виновниками потерь от простоев по внешним причинам.

Потери от таких простоев учитываются в составе внереализационных расходов.

Во время приостановки работы на объекты основных средств можно продолжать начислять амортизацию, поскольку согласно п. 5 ст. 259.2 НК РФ начисление амортизации прекращается только в случае выбытия или списания объекта.

Минфин России считает, что амортизация по таким объектам уменьшает базу по налогу на прибыль. Однако в своих разъяснениях финансисты подчеркивают, что включить суммы амортизации в расходы можно, только если простой обоснованный, экономически целесообразный и является частью производственного цикла организации. Это, например, сезонная приостановка работы, простой, связанный с ремонтом, простой во время подготовительной фазы производственного цикла (письма Минфина России от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236 и от 21.04.2006 № 03-03-04/1/367, МНС России от 27.09.2004 № 02-5-11/162@).

Аналогичный вывод следует из письма Минфина России от 06.09.2007 № 03-03-06/1/645. В этом разъяснении указано, что суммы амортизации, начисленные за полный месяц в отношении машин и механизмов, занятых в течение месяца от 10 до 40% времени, можно учесть в составе расходов. Правда, только при условии подтверждения экономической целесообразности такого режима эксплуатации.

По нашему мнению, амортизацию, начисленную по основным средствам в период простоя, можно учесть в расходах в целях налогообложения прибыли независимо от того, какая причина привела к приостановке работы предприятия или простою данного оборудования.

Суды, как правило, в подобных случаях принимают сторону предприятий. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2008 № А65-1107/07-СА1-19 рассматривался спор, возникший из-за того, что инспекция исключила из состава расходов суммы амортизации по оборудованию, простаивавшему в связи с отсутствием сырья. Суд указал, что начисленную амортизацию можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании п. 2 ст. 265 НК РФ.

Интересные выводы содержатся и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2007 № А56-9865/2007. Рассматривалась следующая ситуация. Предприятие заключило долгосрочный договор на переработку давальческого сырья. Однако сырье поставляли нерегулярно, из-за чего часть оборудования простаивала. Инспекция расценила амортизацию, начисленную за период простоя, как расходы по имуществу, не используемому для получения дохода.

Судьи признали решение налоговиков неправомерным. Они указали, что, во-первых, ритмичность поставки сырья зависит от заказчика, а не от исполнителя, во-вторых, предприятие не могло перевести оборудование на консервацию, так как был заключен долгосрочный договор. Судьи также отметили, что перевод на консервацию требует значительных затрат. Поэтому вполне понятно решение предприятия не консервировать оборудование в период его временного неиспользования.

Кроме того, арбитры указали, что перечень объектов основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установленный п. 3 ст. 256 НК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Простой в этом перечне не упоминается.

Что касается остальных затрат, произведенных организацией в связи с простоем, они также учитываются в соответствии со ст. 265 НК РФ.

В бухгалтерском учете затраты на простой по вине работодателя обычно отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 29 и 44.