Казна на поживу дана

| статьи | печать
Казна на поживу дана

Муниципальные программы противодействия коррупции могут быть многократно эффективнее региональных и ведомственных мер, поскольку на локальных территориях устранимы причины мздоимства, а не следствия. Но лишь единицы муниципалитетов наметили меры борьбы с коррупцией.

 

Первые. Они же единственные

Совсем не обязательно иметь антикоррупционную программу во всех 24,5 тыс. муниципальных образований. Достаточно разработать и принять планы менее чем в трех тысячах из них – в региональных столицах и равных им по экономическому и интеллектуальному потенциалу городах. Этого хватит, чтобы остановить метастазу круговой поруки, поразившую все ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную) и бизнес.

Однако только в Димитровграде Ульяновской области, Ижевске, Казани и Чебоксарах реализуются муниципальные программы противодействия коррупции.

В столице Удмуртии Ижевске такой документ действует с 2002 г. Принятые в соответствии с ним муниципальные правовые акты способствуют:

– обеспечению прозрачности деятельности городских властей;

– участию граждан в делах местного самоуправления;

– решению конфликта интересов;

– проведению независимого аудита системы муниципального управления;

– оптимизации структуры и численности органов местного самоуправления.

В Казани в рамках выполнения городской программы поступили весьма оригинально. Мэрия приобрела полиграф, который, кстати, редко простаивает. По информации начальника отдела по реализации антикоррупционной политики, профилактики террористической деятельности и правонарушений городской администрации Николая Кузнецова, «детектор лжи» особо востребован в период регулярно проводимой аттестации муниципальных служащих.

Отсутствие массовой антикоррупционной практики в муниципалитетах аналитики связывают с дефицитом местных бюджетов. Так считает и председатель общественной организации «Центр устойчивого развития Псковской области» Семен Никонов. По его сведениям, в местных бюджетах региона нет средств на разработку программ и неизвестно, появятся ли в обозримом будущем. Поэтому он предлагает федеральному центру сосредоточиться не столько на формулировании задач, сколько на создании правовых и финансовых условий муниципальным образованиям и регионам для скоординированного противостояния общей беде.
И тогда вся практическая работа по искоренению зла сосредоточится на местах, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, где все и каждый на виду у всех.

Оценка распространения коррупции по типам населенных пунктов,
в % от числа опрошенных

Оценка

Населенные пункты

Москва,

Санкт-Петербург

города
(тыс. жителей)

села

>500

100–500

<100

Очень высокая

29

22

32

23

12

Высокая

42

48

37

35

21

Средняя

23

19

18

23

27

Низкая

2

2

2

3

14

Коррупции нет

1

1

11

Не могу ответить

4

8

11

15

14

ИСТОЧНИК: ВЦИОМ

Неправда, что народ пассивен

Отсутствие целевой программы – не помеха для инициативных администраций. Противостоять мздоимству на отдельно взятой территории можно и без громких лозунгов.

В Волгограде, например, после серии скандалов упразднен комитет по инвестициям и строительным программам. Он, по определению главы города Романа Гребенникова, превратился в «комитет по муниципальному рэкету». Выдача разрешительной документации застройщикам была наглухо закрыта от сторонних глаз. Теперь эти функции выполняются комитетом по градостроительству и архитектуре и стали намного прозрачнее. Действует регламент, по которому на всю процедуру оформления необходимых документов отпущено 148 дней.

Меры эти приняты под давлением не только строителей, но и их соинвесторов – индивидуальных участников долевого строительства жилья, возмущенных произволом городских чиновников.

Если на берегах Волги прислушались к мнению дольщиков, то на берегах Оби, в Новосибирске, мэрия поддержала студентов медицинского университета, которые на территории первой городской клинической больницы организовали пикет «Студенты НГМУ – против коррупции!». Они назвали свой вуз «чемпионом по коррупции» и потребовали закрыть «незаконный частный бизнес на государственном образовании». В противном случае молодежь пригрозила увешать город прайс-листами с таксой взяток.

У населения уже накапливается «усталость от коррумпированности», считает и заместитель Председателя Совета Федерации России Юрий Воробьев. Это, по его мнению, подает сигнал надежды на морально-нравственное оздоровление общества.

Его вывод подтверждают социологические опросы. Они показывают, что 65% россиян одобряют решительные меры власти против коррупции.

Тем не менее коррупциогенные риски на муниципальном уровне, по словам первого заместителя председателя Комитета СФ РФ по вопросам местного самоуправления Анатолия Салтыкова, связаны с незавершенностью процесса разграничения полномочий между разными уровнями публичной власти, раздела между ними прав на имущество, в том числе на земельные участки. В частности, возникло множество проблем из-за обязательной приватизации непрофильных объектов публичной собственности – федеральной, региональной, муниципальной. Все это требует принятия безотлагательных мер именно на местном уровне. И чем скорее все уровни публичной власти осознают это, тем активнее помогать им будет население.

 

Негласная такса «услуг» на муниципальном уровне по состоянию на 1 сентября 2008 г.

(до начала глобального финансового кризиса)

10 000 руб. – согласование «по мелочи» с любым инспектором районного уровня;

50 000–100 000 руб. – согласование незначительных вопросов с муниципальным чиновником;

500 000 руб. и выше – согласование на муниципальном уровне серьезных вопросов, например переноса коммуникаций.

ИСТОЧНИК: ОПРОС «ЭЖ»

30 ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ КОМПАНИЙ,

ДЕЙСТВУЮЩИХ В РЕГИОНАХ