Законодательный портфель («Ваш партнер-консультант», № 18, 2009 г.)

| статьи | печать

Новые ограничения для продавцов алкоголя

В Госдуму на предварительное рассмотрение передан законопроект, ограничивающий продажу алкогольных и слабоалкогольных напитков.

Порядок реализации алкогольной и слабоалкогольной продукции регулируется федеральными законами от 02.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
и от 17.03.2005 № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Названные законы содержат перечень запретов на розничную продажу этих хмельных напитков, например, во всех видах общественного транспорта, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Предлагается ввести еще один запрет, в частности, на продажу алкогольной продукции в местах массовых мероприятий, за исключением тех, которые производители алкогольной продукции организуют исключительно в целях популяризации этой продукции.

(Проект № 192279-5)

 

В таможенном оформлении появятся новые требования

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий новые требования, предъявляемые к таможенным брокерам и специалистам по таможенному оформлению.

Декларирование товаров осуществляет декларант либо по его желанию таможенный брокер (представитель), включенный в Реестр таможенных брокеров (далее — Реестр) и имеющий в штате специалистов по таможенному оформлению. Порядок включения в Реестр и квалификационные требования к таможенным специалистам установлены в главе 15 Таможенного кодекса РФ.

Законопроект предлагает дополнить перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в Реестр, копиями приказов о зачислении в штат таможенного брокера (заявителя) специалистов по таможенному оформлению либо трудовых договоров (контрактов) с ними.

Специалист по таможенному оформлению должен иметь соответствующий квалификационный аттестат и каждые два года проходить курсы повышения квалификации по программе объемом 72 академических часа вместо 40 часов.

Законопроект закрепляет право специалиста по таможенному оформлению выступать от имени таможенного брокера при совершении брокером таможенных операций, а также от имени таможенного брокера составлять и подписывать декларации.

(Проект № 193488-5)

 

Внеаукционная передача госимущества

Госдума рассматривает законопроект, дополняющий перечень случаев, при которых государственное и муниципальное имущество предоставляется в пользование без конкурсов и аукционов.

Договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход права владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, заключаются по результатам проведения конкурсов или аукционов. Исключение составляют случаи, перечисленные в частях 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

Кроме того, до июля 2010 г. данное ограничение не распространяется на договоры, заключенные до июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства, кроме субъектов, указанных в части 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприниматель-
ства в РФ», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом новые договоры оформляются на срок до июля 2010 г.
(часть 4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Предлагается заключение таких договоров внести в перечень случаев, при которых государственное и муниципальное имущество передается в пользование без проведения конкурсов и аукционов.

(Проект № 194234-5)

 

Отменяются «нулевые» декларации по налогу на имущество

В мае Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект, вносящий изменения в ст. 373 НК РФ.

Данная норма содержит перечень организаций — плательщиков налога на имущество, которые обязаны представлять в налоговый орган соответствующие декларации (расчеты). Это все российские организации и иностранные компании, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Вместе с тем даже при отсутствии недвижимости данные налогоплательщики не освобождаются от подачи декларации (расчетов) по налогу на имущество. В этом случае они представляют «нулевую» отчетность и тем самым обременяют налоговые органы в принятии деклараций и их обработке.

Законопроект предлагает к плательщикам налога на имущество отнести только российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства и имеющие объект налогообложения.

(Проект № 67587-5)

 

Новые льготники рекламы «бегущей строки»

В Госдуме на рассмотрении в первом чтении находится проект федерального закона, увеличивающий продолжительность телерекламы в виде «бегущей строки» для определенной категории субъектов предпринимательства.

С января 2008 г. общая продолжительность в телепрограммах рекламы, размещенной путем прерывания телепрограммы, совмещения с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом наложения ее на кадр телепрограммы, не должна превышать 15% вещания в течение одного часа (часть 3 ст. 14 Федерального закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Реклама, демонстрируемая способом «бегущей строки» или иным способом наложения на кадр телепрограммы, не прерывает трансляцию самой телепрограммы (передачи) и не требует больших финансовых затрат на размещение. Поэтому она дешевле по сравнению с изготовлением и размещением роликов.

В условиях экономического кризиса недорогая реклама — хороший помощник для развития среднего и малого бизнеса особенно городов с общей численностью менее 200 тыс. человек.

В связи с этим законопроект устанавливает для таких населенных пунктов продолжительность рекламы «бегущей строки» до 25% вещания в течение одного часа, а также исключает ее из общего рекламного времени.

(Проект №178943-5)

 

Судоремонтные работы и услуги не будут облагаться НДС

В Госдуму внесен проект федерального закона, уточняющий перечень работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, освобожденных от уплаты НДС.

В статье 149 НК РФ перечислены операции, не подлежащие обложению НДС. В частности, работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка (подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Данную льготу применяли все организации, участвующие в правоотношениях по судоремонту, в том числе судоремонтные предприятия, до принятия Президиумом ВАС РФ постановления от 25.09.2007 № 4566/07.
В данном постановлении указано, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, не облагаемых НДС. Поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту предприятие обязано исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Такая позиция ВАС РФ может повлечь доначисление налоговыми органами НДС за три предыдущих года всем судоремонтным предприятиям, которые пользовались данной льготой. Подобные доначисления могут привести некоторых российских судоремонтников к финансовым затруднениям, а может, и к банкротству.

В этой связи законопроект планирует обязать Правительство РФ разработать перечень работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, до утверждения которого к данным работам будут относиться те работы, которые выполняются для поддержания морских судов (судов внутреннего плавания) в исправном техническом состоянии. Это работы по устранению технических неисправностей, замене изношенных или вышедших из строя деталей (узлов) и другие аналогичные работы.

Законопроект также предлагает действие данных изменений распространить на правоотношения, возникшие с января 2005 г.

(Проект № 193014-5)