Бояться не нужно, надо знать

| статьи | печать
Бояться не нужно, надо знать

Все несчастливые семьи, писал классик, несчастны по-своему. В условиях кризиса риски, которым подвергаются компании различных отраслей, также имеют свою специфику. У предприятий медико-биологического сектора экономики на первый план выходит обоснование стоимости создания новых продуктов, а доступ к финансированию оказывается на втором месте.

Исследование, проведенное консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг», показало, что в ситуации глобального экономического спада модель высокого риска и высокой отдачи, которая применялась предприятиями медико-биологической отрасли для решения задач финансирования разработки лекарственных препаратов на протяжении нескольких десятилетий, теперь дает сбой.

Но, как говорят коллеги фармацевтов – врачи, бояться не нужно, а надо знать. Десять основных рисков, присущих деятельности предприятий медико-биологической отрасли сегодня, а также меры, предлагаемые экспертами для их снижения, выглядят следующим образом.

1. Обоснование стоимости продукта и ценообразование. Данный вид рисков вышел на первое место именно в нынешнем году. Снижение платежеспособности населения приводит к сдвигу спроса в сторону более доступных отечественных препаратов. Поэтому предприятиям целесообразно начинать заниматься анализом и обоснованием стоимости новых продуктов на ранних этапах их разработки, а также вступать в диалог с финансирующими организациями. Определенную поддержку отечественным компаниям медико-биологического сектора, по оценке экспертов, может оказать государство.

2. Доступ к капиталу и его распределение. Сегодня привлечение капитала является как никогда сложной задачей для предприятий отрасли, поэтому эффективное управление доступными ресурсами вновь приобретает приоритетное значение. Вопрос будущего финансирования вынуждает компании принимать стратегические решения, от правильности которых зависит непрерывность инновационной деятельности и создание акционерной стоимости в последующие годы.

Биотехнологические компании сегодня активно ищут альтернативные источники капитала, вместе с тем в фармацевтике все большее значение придается эффективному распределению финансовых средств и управлению статьями баланса.

3. Повышение эффективности НИОКР. Вслед за сектором биотехнологий фармацевтические компании начинают дробить отделы НИОКР на группы специалистов меньшей численности, но при этом в большей степени инновационно-ориентированные и обладающие более широкой автономностью.

Предприятия любого размера сейчас могут прибегнуть к аутсорсингу в целях повышения производительности и сокращения временных затрат, сконцентрироваться на ограниченном числе направлений разработки лекарственных препаратов и более ответственно подойти к определению потребности рынка в продукте высокой стоимости.

4. Радикальная перестройка бизнес-моделей. Компании могут внедрять портфельный подход и экспериментировать с различными бизнес-моделями в целях извлечения полезного опыта из практики других отраслей. Особенно важным здесь является принятие масштабных мер, обеспечивающих эффективную реализацию бизнес-моделей.

5. Соответствие продукции требованиям безопасности. Для эффективного управления усложняющейся глобальной цепочкой поставок необходимы комплексные методики управления рисками наряду с заблаговременным планированием постмаркетингового контроля за продуктом и построением прочных отношений с таможенными органами в целях повышения эффективности и защиты от контрафакта.

6. Защита и использование стоимости интеллектуальной собственности. Реформа патентного права дает компаниям возможность более уверенно отстаивать свои права.

7. Сохранение инновационной составляющей отрасли. Фирмы отрасли ищут альтернативы полностью интегрированной модели НИОКР, лежащей сегодня в основе деятельности большинства фармацевтических предприятий. Надо также иметь в виду, что существуют возможности более избирательного инвестирования в определенные категории лекарственных препаратов наряду с реинвестированием в персонал.

8. Целостность глобальной цепочки поставок. Предприятия вполне могут повысить эффективность комплексной проверки сторонних поставщиков, внимательнее относиться к нормативно-законодательным требованиям, действующим на развивающихся рынках, а также внедрять более надежные методы управления цепочкой поставок и средства внутреннего контроля.

9. Обеспечение доступа к лекарственным препаратам. На фоне растущей необходимости расширения доступа к лекарственным препаратам компании могут заблаговременно разрабатывать и внедрять комплексный подход к деятельности на развивающихся рынках, сочетающий в себе креативные методики ценообразования и развитие локальных стратегических партнерств.

10. Потеря репутации. Решающее значение сегодня приобретают меры, направленные на обеспечение эффективного управления рисками, тщательный выбор партнеров и поддержание высоких стандартов безопасности продукта и прозрачности информации.

Фармацевтическая отрасль переживает очень нестабильный период, и управление рисками, присущими этому бизнесу, вновь переходит в разряд основных приоритетов предприятий отрасли, считает руководитель международной практики консалтинговой компании «Каролин Бак Люс». Вместе с тем риски открывают новые возможности, а кризис по определению представляет собой решающий этап или переломный момент. И этот момент дает отрасли шанс не только противостоять рискам, которые актуальны сегодня, но и принять меры, способные более фундаментально укрепить позиции ее участников в будущем.