Парки освоения казенных денег

| статьи | печать

Правительство РФ приостановило финансирование пилотных проектов по созданию десяти технопарков в девяти регионах России. Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) Игорь Щеголев.

 

Потемкинские деревни на современный лад

План развития и строительства технопарков в России появился еще в 2003 г., а реализация проектов началась в 2005-м в девяти регионах: в Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и Тюменской областях, в Санкт-Петербурге, в Республике Мордовия и Татарстане.

В правительственной программе утверждалось, что к 2010 г. предполагается создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.

За прошедшие годы на реализацию проектов было направлено 3,5 млрд руб. из федерального бюджета и столько же региональных средств.

В конце прошлого года власти Татарстана, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской и Нижегородской областей бодро отрапортовали об успешной реализации проектов. Эксперты Минкомсвязи России по заданию Правительства РФ провели мониторинг реализации проектов в этих регионах и об итогах доложили на заседании межведомственной комиссии по координации деятельности, созданию, функционированию и развитию технопарков.

Согласно заключению рабочей группы обследованные объекты не соответствуют приоритетам, заложенным в государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». В докладе экспертов подчеркивалось, что реально в технопарках пока нет никаких высоких технологий, нередко технопарки используют как вариант дешевой аренды офиса компаниями, не имеющими отношения к ИT.

Присутствовавший на заседании комиссии корреспондент «ЭЖ» услышал чью-то язвительную реплику: «Выходит, почти четыре года потемкинские деревни строили?»

Подводя итоги заседания, глава Минкомсвязи России И. Щеголев отметил, что созданной межведомственной комиссии предстоит откорректировать систему финансирования и процесса создания технопарков, сформировать нормативно-правовую базу, в том числе законопроект по технопаркам, подготовить бизнес-планы.

«Одной из важнейших задач комиссии будет регулярный мониторинг технопарков», – отметил министр. По его словам, дальнейшее финансирование технопарков будет проводиться только после корректировки. Каждый регион должен провести такую корректировку и представить концепцию и бизнес-план на утверждение в Минкомсвязи России.

Кроме того, И. Щеголев сообщил, что реализацию программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» планируется продлить до 2014 г.

Комментируя принятые Мин­комсвязи России решения, заместитель генерального директора компании «Микротест» Константин Анисимов назвал их своевременными, хотя и запоздалыми. Мониторинг надо было проводить сразу, а не дожидаться, пока миллиарды рублей будут потрачены впустую.

Решения Минкомсвязи России считает полумерами и президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий России (НАИРИТ) Ольга Ускова.

«Несомненно, контроль необходим, поскольку без него выделенные деньги, как правило, уходят в пустоту. Но для этого необходимо создать систему независимого экспертного контроля со стороны профессиональных участников ИТ-рынка, которая обеспечивала бы большую прозрачность и более высокий уровень технологической и финансовой экспертизы», – подчеркнула О. Ускова.

На заседании также отмечалась необходимость принятия федерального закона о технопарках.

Инициатор разработки законопроекта председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике Госдумы РФ Илья Пономарев убежден, что в законе о технопарках необходимо дать определение технопарка и оговорить роли его участников. Инновационная деятельность компаний-резидентов, консалтинговая и образовательная деятельность, а также деятельность профессиональных девелоперов, занимающихся управлением недвижимостью, должны быть разделены «китайской стеной».

Кроме того, законопроект должен закрыть «серые» зоны в области земельного законодательства, заметно усложнившие реализацию федеральной программы в ряде регионов.

 

Опять изобретаем колесо

В мире накоплен большой опыт в этой области, а потому уже имеются наработанные стандартизованные решения. В большинстве своем это западные компании, специализирующиеся в данной области. Они готовы в любой точке мира создать технопарк с бизнес-инкубатором «под ключ». Это удобно, поскольку не в каждой стране есть люди, обладающие достаточным опытом и владеющие необходимыми технологиями.

В Арабских Эмиратах, например, история создания технопарков по времени сопоставима с российской. Но в отличие от России в Эмиратах были созданы максимально тепличные условия для инвесторов. Для управления новыми технопарками пригласили западных менеджеров, опять-таки потому что у них имелся необходимый опыт работы. Что касается правовой основы, в ОАЭ на технопарки распространяется английское право, так как оно более привычно для многих западных компаний, занятых в сфере информационных технологий.

В России, несмотря на отсутствие собственного опыта, услуги западных специалистов не востребованы. Были назначены свои управленцы, плохо разбирающиеся в том, что такое технопарк и как грамотно им управлять. Зарплату им выплачивает государство, а значит, нет необходимости особенно стараться. Другими словами, на бюджетные деньги создается «нечто», внешне вроде бы красивое, но изнутри с множеством серьезных логических противоречий. С одной стороны, хорошая идея, прописанная в государственной программе. С другой – слабый менеджмент, отсутствие заинтересованности в привлечении инвесторов, непоследовательная юридическая база, сложное налоговое законодательство. Из-за этого в отечественных технопарках крайне низок процент реальных инвесторов (резидентов).

Как отмечает О. Ускова, в деле создания технопарков отсутствует профессиональный подход, нет грамотных специалистов, да и все в целом непродуманно, поэтому идея не работает. Приходится снова изобретать колесо. Получается, что кто-то строит, кто-то эксплуатирует, а результат никому не интересен. Просто осваиваются деньги. Неплохая задумка превратилась в распыление государственных средств.

Об этом говорилось и на недавно прошедшем в Торгово-промышленной палате РФ совместном заседании комитетов по инвестиционной политике и научно-техническим инновациям и высоким технологиям.

Эксперты отмечали, что причина такого положения дел в структуре и целевых ориентирах самой госпрограммы, особенно в ее финансовом блоке. Никто в рамках госпрограммы не ставит задачи по построению, скажем, фабрик по производству высокотехнологичной продукции, которая обеспечивала бы утвержденный объем производства и норму экономической прибыли.