Больной перед смертью потел

Судьба содружества
| статьи | печать
Больной перед смертью потел

Многие наблюдатели не без оснований рассчитывали, что на 41-й встрече глав стран СНГ в Москве будет констатирована естественная смерть многострадальной организации. Однако то ли отсутствие кворума, то ли азартные конные скачки на приз  Президента России не позволили лидерам 8 евразийских государств поставить четкий диагноз Содружеству. И на бумаге СНГ продолжает существовать.

 

Доводы против интеграции

За 15 лет аппарат СНГ наработал около 2 тыс. документов, но ни одна выдвинутая в них идея не была претворена в реальную экономическую интеграцию. Национальный суверенитет в СНГ остается «священной коровой», а границы — незыблемыми. Страны Содружества не создали наднациональных органов управления интеграцией, хотя мировой опыт говорит о том, что без них объединительные процессы буксуют.

Так и не появилось единое таможенное и информационное пространство, а также транспарентное правовое поле.

Потуги объединить и рационально использовать инновационные ресурсы пока также ни к чему не привели. Даже очевидно выгодные для всех проекты развития транспортных коридоров Север — Юг, Запад — Восток остаются в прожектах энтузиастов. Не налажены должным образом миграционные процессы, и миллионы нелегальных (по сути, бесправных) рабочих кочуют по просторам Содружества.

Интересы российских предприятий торпедируются чиновниками в странах СНГ, поэтому предпринимателям приходится искать сложные и  затратные обходные пути. Чтобы, например, преодолеть многочисленные оговорки в нормативных документах и частокол запретов, компании  зачастую торгуют с ближайшими соседями по сложным схемам через посредников.

Официально доля российских капиталовложений в странах СНГ невелика. В той же Украине Россия по показателю прямых иностранных инвестиций находится на седьмом месте (5,8%). Однако на самом деле капитал российского происхождения (поступающий через офшоры) далеко впереди по сравнению с другими инвесторами.

В азиатских республиках СНГ жесткое государственное регулирование экономики, поэтому желающим вести там дела необходимо позаботиться не только об экономических связях, но и о политической поддержке бизнеса.  Однако представители российских компаний сетуют, что, даже получив поддержку на правительственном уровне, их дела постоянно сопровождают проволочки местных чиновников.

В сырьевых отраслях и на рынках независимых государств хозяйничают корпорации дальнего зарубежья, которым негласно дан приоритет. В итоге хозяйственные взаимоотношения между государствами Содружества слабеют, а взаимосвязи со странами дальнего зарубежья крепнут.

Поэтому товарооборот внутри СНГ последние годы неуклонно снижался и сейчас завис на бесперспективных 22% от общей международной торговой активности Содружества.

Бей своих, чтобы чужие боялись

В России отсутствует патерналистская политика. Государство не спешит помогать отечественным предпринимателям за рубежом. Более того, чиновники умудряются подрывать российский бизнес в странах СНГ. Например, ограничение ввоза молдавского вина и сельхозпродукции. Да, к соблюдению санитарных норм были серьезные претензии, но вышло так, что больше всех пострадали российские производители и потребители.

Не состоялась также идея сделать из СНГ своеобразный евразийский ЕС. Доля Содружества в мировом ВВП не превышает 1,5%, в мировом экспорте — 3, а в мировом импорте — чуть более 1%. Для сопоставления: доля экспорта стран — членов Европейского союза в мировом экспорте превышает 37%, а в мировом импорте — 36. СНГ, как и в минувшие годы, далек от принципа четырех свобод: оптимальных условий передвижения и общения людей, обращения товаров, капиталов и рабочей силы.

Что в итоге: распад или развал?

На встрече в Москве Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предпринял попытку реанимировать СНГ. Он предложил ужесточить условия взаимодействия государств, которые должны принимать решения консенсусом и обязательно их выполнять. Назарбаев подчеркнул: «Не должно быть государств, которые не согласны и не подписывают (документы) и, естественно, не выполняют». Он рекомендовал сосредоточить внимание на общих проблемах: миграционной политике, транспортной, образовательной системах, вопросах борьбы с вызовами сегодняшнего дня (терроризмом и наркотрафиком).

Назарбаев предложил также существенно сократить аппарат Исполкома СНГ, заменив 70 малоэффективных комиссий «шерпами», как в «Большой восьмерке».

Если учесть, что СНГ изначально сконструировано больше как «президентский клуб по интересам», а не как интегрированное экономическое сообщество государств, то реформа по-назарбаевски скорее похожа на призыв к косметическому ремонту в разрушенном доме, чем на настоятельное требование перемен.

Назарбаев назвал Россию центром притяжения СНГ. Но многие наши соседи нуждаются не только в стержне, в лидере, в сильном партнере, но и в спонсоре. Россия заинтересована играть роль лидера в евразийском окружении. И, по подсчетам экспертов, на явное и скрытое субсидирование ежегодно тратит 3–4% ВВП. Однако это не так много, как хотели бы соседи. И миссию спонсоров (а следовательно, роль хозяев положения) все чаще перехватывают страны дальнего зарубежья. И не только они.

Динамично развивающийся Казахстан также уже начинает реально претендовать на роль центра притяжения азиатских государств. И со временем может стать одним из центров евразийской интеграции.

Сегодня экспертов заботит не столько предрешенная судьба СНГ, сколько перспективы развития постсоветского экономического пространства, на котором возникают и действуют такие интеграционные группировки, как ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное государство, Единое экономическое пространство. В долгосрочной перспективе России выгодно участвовать в новых межгосударственных экономических объединениях, которые имеют четко определенные задачи и эффективные механизмы их решения. Возможно, в один из таких региональных союзов превратится и СНГ.

А пока заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин предлагает не требовать невозможного от безвременно увядающего межгосударственного объединения. Достаточно, что СНГ — вполне устойчивая структура региональной безопасности и социокультурного трансферта. Поэтому следует поддерживать его потенциальные возможности, а не взваливать на Содружество чуждые и непосильные функции.