Аудит по новым стандартам

Утверждено 8 новых федеральных стандартов аудиторской деятельности
| статьи | печать
Аудит по новым стандартам

Правительство РФ приняло Постановление от 25.08.2006 № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696». В результате к существовавшим 23 стандартам прибавился целый ряд новых.

 

Сопутствующие услуги

 

Новый стандарт, регулирующий предоставление сопутствующих аудиту услуг, затрагивает интересы аудиторов и их клиентов.

В п. 6 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) содержится понятие сопутствующих аудиту услуг. К ним данный Закон относит налоговое и управленческое консультирование, судебное представительство, проведение маркетинговых исследований и т. п.

Федеральные стандарты расширяют перечень таких услуг, вводя понятия обзорных проверок, согласованных процедур и компиляции финансовой информации. Введение этих видов сопутствующих услуг объясняется следующими причинами.

Понятие аудита содержится в п. 1 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности. Это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). При проведении аудита для специалиста, который его проводит, должен быть обеспечен разумный, хоть и не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений.

Однако на основе представленных аудитору документов он не всегда может сделать вывод о достоверности бухгалтерского учета и отчетности организаций. Федеральный стандарт № 24 указывает, что тогда вместо аудиторской проверки он оказывает клиенту следующие сопутствующие услуги:

  • обзорные проверки;

  • согласованные процедуры;

  • компиляция финансовой информации.

Главное — уверенность

 

Каждой из этих услуг согласно федеральному стандарту № 24 соответствует особый уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором, что в федеральном стандарте рассматривается как «убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной стороной, составляющей отчетность, и предназначенной для использования предполагаемыми пользователями».

Чтобы достичь этого, аудитор оценивает доказательства, собранные в результате проведенных процедур, и делает выводы об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности. Степень достигнутой убежденности и, следовательно, уровень уверенности аудитор определяет на основе результатов выполненных процедур.

При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая проверке, не содержит существенных искажений.

При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора.

Наконец, при проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, имеющего должную квалификацию в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.

Особенности оказания сопутствующих услуг

 

Обзорная проверка бухгалтерской отчетности проводится для выявления признаков несоответствия установленным требованиям. Такая проверка основана на процедурах, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита. Она включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры для общей проверки надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Хотя проведение обзорной проверки связано с применением аудиторских навыков, а также со сбором доказательств, оценка аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы, как правило, не предусмотрено. При этом уровень уверенности, выраженный в заключении по обзорной проверке, ниже уровня сделанного в аудиторском заключении.

Для проведения согласованных процедур необходима договоренность не только между аудитором и хозяйствующим субъектом, который его нанимает, но и согласие третьей стороны (например, организации, которая является собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.). Отчет представляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур. Получатели отчета должны сформировать собственные выводы по данным работы аудитора.

В случае компиляции финансовой информации от аудитора потребуются специальные знания по бухгалтерскому учету, а не по аудиту. Цель компиляции — сбор, классификация и обобщение финансовой информации. Как правило, задача аудитора заключается в том, чтобы свести подробные данные в удобную и понятную форму. Проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации, от него не требуется.

 

Справка

 

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Пункт 2 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности подразделяет эти правила (стандарты) на федеральные (установленные российским Правительством), внутренние (действующие в профессиональных аудиторских объединениях), а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением тех положений, в отношении которых прямо указано, что они имеют рекомендательный характер.