Один с сошкой —два с калькулятором

ПАРАДОКСЫ РОСТА
| статьи | печать

Новые исследования Всемирного банка (ВБ) изменили традиционную точку зрения, что субсидирование малых и средних предприятий способствует экономическому росту и сдерживанию процесса обнищания населения.

 

Дело в том, что группа ВБ в  помощь малому бизнесу за последние 5 лет выделила более 10 млрд дол. Из них 80% — прямая финансовая помощь и 20% — косвенная (техническая и организационная). Однако ожидаемого социального эффекта не последовало. Эксперты ВБ провели исследования и сделали вывод: «Если в странах с неразвитыми институтами финансирования оптимальный вариант для предприятий – оставаться малыми, то просто субсидирование не даст эффект, скорее – наоборот».

Было выявлено, что важно не сорить деньгами, а улучшать среду обитания и больших, и малых предприятий потому, что нет неоспоримого свидетельства, что малый бизнес сам  по себе влияет на развитие экономики или на сдерживание бедности.

 

Среда преткновения

 

Конечно, на пути малых предприятий больше препятствий, чем у крупных фирм. Скудные средства не позволяют «малышам» достичь заложенного потенциала роста, а бюрократическая система препятствует не только развитию, но и открытию предприятий. Более того, исследования показали, что неблагоприятная среда способствует росту числа малых предприятий, поскольку ограничения и слабый рынок сдерживают конкуренцию и замедляют нормальный рост предприятий. Отсюда и напрашивается вывод, что рост числа малых предприятий никак не связан с быстрым ростом экономики.

Поэтому решение проблемы эксперты ВБ видят не в «инвестиционном душе», а в совершенствовании юридической базы и системы финансовых институтов. По их мнению, это магистральный путь к облегчению доступа к инвестициям всех фирм, в том числе и мелких.

 

Альтернатива есть

 

По скромным подсчетам вице-президента «ОПОРЫ России» Владислава Корочкина, сегодня примерно 7%  трудоспособного населения России занимается налоговым администрированием. Это 3,5 млн бухгалтеров и аудиторов — работников налоговых органов. То есть на двух предпринимателей приходится один администратор. Как уж тут преодолеть бюрократические барьеры.

С другой стороны, заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский отмечает, что взять кредит малому предприятию практически нереально. Потому что банк, руководствуясь законом, должен получить определенное обеспечение. А у малого бизнеса ничего нет. Компании, взявшиеся за информационные технологии или, например, туристический бизнес, могут предложить только столы, стулья да пару компьютеров.

Рудашевский сам пытался взять в кредит 1 млн дол. для малого предприятия, но в Центробанке потребовали зарезервировать 3 млн.

 

Скачки без барьеров

 

Деловые люди ратуют за снятие необоснованных барьеров к кредитным ресурсам, за государственный гарантийный фонд, который обеспечит возвратность кредитов и позволит малым предприятиям привлечь ресурсы коммерческих банков.

Еще одно продуктивное направление — кредитные кооперативы, которые сегодня кредитуют основную массу малого бизнеса почти во всех странах, кроме России. В Германии, например, на 16 тыс. банков приходится 200 тыс. кредитных кооперативов, в Америке на 100 тыс. банков — 500 тыс. кредитных кооперативов. Причем члены кооператива знают все друг о друге, и с возвратностью там все нормально.

Малый бизнес в России сосредоточен в основном в сфере услуг и торговли — 72 %. Парадокс, но сегодня предпринимателям невыгодно работать в приоритетных областях экономики: промышленности, строительстве, науке, медицине, образовании. И только власти могут исправить этот уродский перекос, привлечь предпринимателей к реализации национальных проектов, если, конечно, по-настоящему, серьезно поймут значимость потенциала малого бизнеса и искренне захотят его реализовать.