Газ прикажут полюбить. За деньги

| статьи | печать

Либерализация газового рынка, как и многие прочие новации в России, возникла на горизонте неожиданно. Вслед за рванувшими вверх тарифами для стран СНГ Минпромэнерго России поручено в ближайшее время подготовить предложения по повышению цен на голубой углеводород для отечественных промышленных потребителей почти до европейского уровня.

Правительство и ОАО «Газпром» выдвигают, казалось бы, бесспорные аргументы в пользу перехода на свободный газовый рынок: необходима защита национального богатства от неэффективного использования, нерадивым промышленникам нужен стимул, чтобы они наконец взялись за повышение конкурентоспособности своих производств. Но, пожалуй, одна из основных причин стремительной инициативы – финансовая поддержка газового гиганта.

Дело в том, что крупнейшие месторождения «Газпрома» – Уренгойское, Ямбургское, Медвежье выработаны на 75, 60 и 85% соответственно и перешли в стадию падающей добычи.

Несмотря на гигантские запасы, нехватка углеводородов стала фактором, ограничивающим пиковые потребности электроэнергетики и промышленный рост. Центр по эффективному использованию энергии предупреждает: нынешнее расточительное хозяйствование ведет к прекращению экспорта и переходу страны к импорту углеводородов.

По оценкам «Газпрома», на освоение новых месторождений Ямала, Восточной Сибири и северного шельфа необходимо около 4 трлн руб. Для этого ежегодно надо инвестировать в проекты 200–250 млрд руб.

Группа «Газпром», согласно данным сводной бухгалтерской отчетности по РСБУ, в 2005 г. получила чистой прибыли свыше 420 млрд руб., и, казалось бы, задача посильна. Но средств компании хронически не хватает. Беда в том, что «Газпром» не только субсидирует в ущерб развитию своей материально-сырьевой базы фактически всю остальную экономику, но и тратит огромные средства на посредников, непрофильные активы, СМИ, футбол, баскетбол и прочие игры.

Однако Алексей Миллер твердо заявил: «Недропользователем Штокмановского месторождения (3,7 трлн м3 газа) на 100% будет выступать «Газпром». Участие иностранных партнеров в проекте существенно ограничено. А это скорее всего значит, что газовый гигант рассчитывает на свободный внутренний газовый рынок, то есть на средства отечественных предприятий и граждан.

Правда, на первых порах, чтобы не шокировать всех сразу, Правительство предполагает начать торговлю газом на четвертой части рынка, то есть со 100 млрд м3 в год. Властям предстоит выбрать сегмент экономики, который первым подключать к эксперименту покупки газа по ценам «ЕС минус транспорт», то есть примерно в 3,5 раза дороже, чем сейчас. (В 2006 г. 1 тыс. м3 газа обходится оптовым покупателям в сумму от 677 руб. (Ямало-Ненецкий автономный округ) до 1304 руб. (Калининградская область)).

На временные поблажки могут рассчитывать химики и металлурги. Газ как сырье и топливо составляет 40–80% себестоимости продукции химии и 10—15% – металлургии. Для предприятий этих отраслей резкий скачок цен грозит по меньшей мере нулевой рентабельностью, а возможно, и банкротством. Однако неожиданный реформаторский звонок должен разбудить инициативу и предприимчивость всех, кто намерен играть на зыбком отечественном рынке.

Но есть и такие, кто ждет газовую либерализацию как манну небесную. Среди них — электроэнергетики. Новые условия позволят ГРЭС и ТЭС избавиться от нарастающего дефицита выгодного сырья. Они и сегодня в пиковые моменты готовы покупать газ почти по 5 тыс. руб. за м3 (ведь за энергию, свет и тепло в итоге платит потребитель).

Только намек на изменение газовых цен уже стал поводом для РАО «ЕЭС России» требовать значительного повышения цен на свой товар. Прочие же производители поднимут свои цены тихо в соответствии с законами рыночной экономики. И любимый всеми газ протрет еще немало дыр в кошельках граждан России так, что никому мало не покажется.

Глава Минпромэнерго Виктор Христенко уверяет, что для населения и ЖКХ сохранятся низкие цены (в 2007 г. рост 13%). Однако до сих пор не ясно, как Правительство собирается избежать цепной реакции роста цен и очередного сеанса «шоковой терапии» российской экономики.

К сведению

В 2005 г. ОАО «Газпром» продало на внутреннем рынке 307 млрд м3 газа, из них 16% – населению, 10% – коммунальным предприятиям, 39% – электроэнергетикам. Промышленным потребителям (металлургам – 7,9%, химикам – 6%) — чуть более 110 млрд м3.