Чтобы не опоздать навсегда

| статьи | печать

Гражданская авиация России должна как можно скорее начать обновление своего авиапарка. Иначе в ближайшие пять лет в авиакомпаниях образуется острая нехватка необходимого количества современных воздушных судов. Наши авиазаводы еще сохраняют способность серийно производить современные магистральные авиалайнеры, и эту способность необходимо развивать путем обеспечения крупным заказом авиатехники. Сегодня одно из основных препятствий в этом — отсутствие эффективных условий финансирования строительства гражданских самолетов на заводах.

 

Так считает генеральный директор лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» Александр Рубцов. В ближайшее время наша компания представит в Правительство РФ предложения по устранению существующих проблем, основная идея которых состоит в том, что до конца текущего года необходимо создать механизм финансирования строительства самолетов путем привлечения кредитных средств под государственные гарантии.

Новые российские самолеты, безусловно, могут удовлетворить значительную часть спроса российского авиарынка на провозные мощности. Например, весьма эффективным показали себя в эксплуатации новые самолеты семейства Ту-204, в частности Ту-204-300. На базе этого самолета в настоящий момент создается среднемагистральный Ту-204СМ. Конкурентоспособными являются новые региональные модели RRJ и Ан-148. На рынке грузовых самолетов перспективны самолеты Ил-96-400, новая модификация Ил-76, Ту-204С. Мы уже получили заказы на 120 самолетов разного класса от российских и зарубежных авиакомпаний.

Сегодня создалась уникальная возможность перейти от единичных поставок новой техники к крупному заказу на большую партию самолетов. Он может быть выполнен в течение 2007—2010 гг. авиазаводами в Ульяновске, Воронеже, Самаре, Комсомольске-на-Амуре и Казани и включать не менее 150 самолетов всех модификаций. Стоимость заказа — около 3,6 млрд долл.

Такой объем работ будет выполнимым при условии решения нескольких задач.

Необходимо финансирование крупного заказа на существующие модели самолетов с использованием принятых в мировой практике механизмов лизинга (для внутренних продаж) и экспортного финансирования (для продаж за рубежом). Заемное финансирование уже позволило возобновить сбыт российской авиатехники как внутри России, так и за рубежом. Объем продаж можно увеличивать, используя различные инструменты государственной поддержки, например предоставление государственных гарантий по кредитам на лизинг новых самолетов. Для финансирования предлагаемого крупного заказа потребуются гарантии на 2 млрд долл. (80% стоимости самолетов, поставляемых на внутренний рынок). Для обеспечения экспортной части заказа объемы гарантий должны составить около 0,8 млрд долл. (85% стоимости экспортируемых самолетов).

И наконец, следует отказаться от введенного в 2006 г. обложения объектов лизинга налога на имущество. Парадоксальная ситуация — государство сначала вкладывает средства в организацию лизинга самолетов, а затем изымает 20% выручки лизинговой компании в форме налога на имущество. Крупносерийное производство возможно только при условии технологического и производственного обновления авиазаводов и КБ, а также при восстановлении кадрового потенциала отрасли. Для этого потребуется 1 млрд долл.

Потенциальные источники финансирования — инвестиции федерального бюджета, организация долгосрочного лизинга технологического оборудования для авиапрома, кредиты банков и экспортно-кредитных агентств (для иностранного оборудования). Крайне необходимо и наращивание объемов бюджетного финансирования научных разработок по модернизации существующих моделей авиатехники и разработке новых.

Отдача не заставит себя долго ждать: сумма налоговых поступлений в течение 2007—2020 гг. составит около 2126 млн долл.

Решение же проблемы пополнения авиапарка открытием свободного доступа на российский рынок подержанных иностранных самолетов будет означать ликвидацию собственного гражданского авиастроения.