Безвозмездно ли раздаются сувениры?

| статьи | печать

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по безвозмездной передаче рекламной продукции признаются объектом налогообложения по НДС в случае, если ее стоимость превышает 100 руб. Можно ли суммы НДС, начисленные при безвозмездной передаче рекламной продукции, учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ?

 

Минфин РФ Письмом от 22.09.2006 № 03-04-11/178 сообщил, что делать этого, по его мнению, нельзя.

Аргументы приведены при этом следующие.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. В связи с данной нормой в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, согласно которым она является налогоплательщиком, за исключением НДС, акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Кроме того, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Удивляет мнение финансового ведомства, которое считает раздачу, к примеру, сувенирной продукции с информацией о налогоплательщике (авторучек, листовок, полиэтиленовых пакетов и др.) безвозмездной передачей.

Арбитражные суды считают, что безвозмездностью здесь и не пахнет. Ведь согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, отнесены расходы на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний.

Сувенирная продукция по своим признакам относится к рекламной продукции, поэтому передача продукции на рекламные цели организации не может быть расценена как безвозмездная сделка и не подлежит включению в объект обложения по НДС.

Ведь расходы на рекламу включаются в стоимость реализуемого товара, с которой налогоплательщик и так уплачивает НДС.

К такому выводу только в этом году пришли ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 26.06.2006 № А05-1915/2006-11) и Волго-Вятского округа (Постановление от 05.05.2006 № А82-5176/2005-15).