Доходов и расходов будет меньше

Официальные документы
| статьи | печать

Приказами Минфина России от 18.09.2006 № 115н и 116н из нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету исключены внереализационные, операционные и чрезвычайные доходы и расходы. О том, чем вызваны такие изменения, рассказывает ведущий специалист — эксперт Минфина России Борис Алексеев.

 

Внесение обозначенных изменений обусловлено необходимостью упрощения процесса формирования информации о доходах и расходах в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации, а также стремлением к снижению трудозатрат бухгалтеров при формировании информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.

Чтобы лучше пояснить характер внесенных изменений, напомним, как классифицируются доходы и расходы в бухгалтерском учете.

До того как Приказом Минфина № 116н (вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год; опубликован в «ЭЖ Досье», стр. Д2) были внесены изменения, доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделялись на:

·        доходы от обычных видов деятельности;

·        прочие доходы, которые, в свою очередь, делились на внереализационные, операционные и чрезвычайные (в случае наступления чрезвычайных событий) доходы.

Исходя из требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения организации самостоятельно решают, к каким видам доходов для целей бухгалтерского учета относятся те или иные поступления.

Расходы организации до внесения изменений Приказом Минфина № 116н в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделялись на:

·        расходы от обычных видов деятельности;

·        прочие расходы, которые делились на внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.

Учитывая изложенное, организации при выявлении дохода или расхода в качестве результата хозяйственной операции должны были признавать их для целей бухгалтерского учета в соответствии с вышеуказанной классификацией. Это вызывало определенные трудности.

Достаточно сложным представлялось признание в качестве внереализационных и операционных доходов и расходов, не являющихся доходами и расходами по обычным видам деятельности. Дело в том, что приведенный в бухгалтерском законодательстве перечень внереализационных и операционных доходов и расходов ограничен и не содержит четких критериев их подразделения. В связи с этим до внесения изменений одни организации могли признавать результаты хозяйственной деятельности по идентичным хозяйственным операциям в качестве внереализационной, а другие — в качестве операционного дохода или расхода. Такие противоречия вносили неопределенность при сопоставлении результатов деятельности, например по филиалам, выделенным на отдельный баланс.

Чтобы исключить факт неопределенности, связанный с признанием тех или иных доходов или расходов, были приняты изменения в нормативные документы по бухучету, касающиеся порядка формирования информации о доходах и расходах.

Так, в соответствии с приказами Минфина России № 115н и 116н в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» доходы и расходы, не относящиеся к основным видам деятельности, включены в состав прочих доходов без классификации на внереализационные, операционные и чрезвычайные.

Аналогичные изменения внесены и в другие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, затрагивающие формирование информации о доходах и расходах организации.

 

ВНИМАНИЕ!

 

Следует помнить, что при формировании информации в бухгалтерском учете нормативные правовые акты по бухучету и отчетности применяются в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Это относится к нормативным правовым актам, не вошедшим в приказы № 115н и 116н, но в которых встречаются понятия внереализационных, операционных и чрезвычайных доходов и расходов.

 

Наряду с положениями по бухгалтерскому учету изменения затронули также Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета, устанавливающую единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Так, счета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах (счет 91 «Прочие доходы и расходы» и счет 99 «Прибыли и убытки»), приведены в соответствие с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. В характеристике счета 91 внереализационные и операционные статьи доходов и расходов включены в состав прочих доходов и расходов, а в характеристике счета 99 исключена статья доходов и расходов, связанная с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности. Статья чрезвычайных доходов и расходов включена в состав прочих доходов и расходов (счет 91).

Изменения, связанные с исключением этих категорий доходов и расходов, внесены также в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С внесением изменения в образец формы бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2) возникает вопрос о привидении данных за период, предшествующий отчетному, в соответствие с данными отчетного периода. Поэтому при выполнении требования бухгалтерской отчетности о сопоставимости форм следует руководствоваться п. 10 раздела III ПБУ 4/99, в соответствии с которым по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года: отчетный и предшествующий отчетному.

В случае если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

 

Исключение статьи чрезвычайных доходов и расходов связано также с целями, определенными Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).

Согласно Концепции целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004—2010 годы) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Данная позиция также имеет отражение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р, в которой определен необходимый для реализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе комплекс мер, направленный на создание инфраструктуры применения МСФО, а также на создание общедоступной системы раскрытия информации, повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской учете и отчетности, и усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Поэтому исходя из Концепции и Программы, можно сделать вывод, что приоритетом на среднесрочную перспективу дальнейшего развития бухгалтерского учета является создание инфраструктуры по сближению национальной системы бухгалтерского учета с МСФО. В Отчете о прибылях и убытках международного стандарта финансовой отчетности IAS 1 чрезвычайных доходов и расходов нет.

 

СПРАВКА

 

Статья чрезвычайных доходов и расходов исключена в результате пересмотра Стандарта IAS 1 (редакции 1997 года) «Представление финансовой отчетности» и подлежит применению в отношении годовых периодов, начинающихся с 01.01.2005 или после этой даты для отчетности, которая готовится и представляется в соответствии с МСФО.

 

В связи с этим чрезвычайные доходы и расходы исключены из Отчета о прибылях и убытках в качестве самостоятельной статьи по отношению к отчетности, составляемой по российским правилам бухгалтерского учета, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год.