Погонная цена квадратного метра

| статьи | печать

Средняя арендная ставка в торговых центрах столицы  в текущем году составляла 2 тыс. долл. за 1 кв. м в год. Тем не менее их заполняемость близка к 100%. Это дает основание арендодателям диктовать свои ценовые условия на рынке торговой недвижимости.

 

Самые дорогие метры в Центральном административном округе Москвы – 6 тыс. долл. за 1 кв. м в год. В других округах столицы ставки аренды колебались от 300 долл. до 3 тыс. Московские арендные ставки обгоняют цены на место в ТЦ в большинстве европейских стран.

В регионах России цены существенно ниже столичных: торговая площадь от 50 до 150 кв. м обходится арендаторам здесь в 700–1200 долл. в год.

Вообще на формирование ставок аренды в крупных торговых центрах влияют несколько факторов. Ставки варьируются в зависимости от местоположения, концепции торгового центра, размера арендуемой площади, а также от значимости бренда «якорных» арендаторов, создающих основные покупательские потоки.

Наибольшая величина арендных ставок устанавливается на площади небольших размеров с наиболее выгодным расположением в структуре торгового центра. При этом величина арендных ставок на большие площади, занимаемые «якорными» арендаторами, обычно в несколько раз ниже, чем на торговые площади небольших размеров.

В Европе арендные ставки устанавливаются в процентах от товарооборота каждого конкретного арендатора. А подорожание аренды ограничено данными об инфляции или индексом жизни, которые публикуются официально. Как скоро и насколько поднимет стоимость квадратного метра российский арендодатель, спрогнозировать довольно сложно. Из-за дефицита качественного предложения и постоянно дорожающей торговой недвижимости владельцы ТЦ все еще могут устанавливать свою цену.

Сами арендодатели настаивают: ставки в торговых центрах России меняются медленнее, чем того требует рынок. Особенно если при заключении договора с арендатором в документе прописывается предел повышения арендной ставки в течение года. Однако, по мнению многих арендаторов, сегодня цены в отечественных торговых центрах максимальны и зачастую они не соответствуют финансовым возможностям арендаторов.

Большая часть торговых площадей в ТЦ сдается крупным сетевым операторам. Арендодатель делает ставку на их опыт и раскрученность бренда. Поэтому и в ценовых вопросах сетевики и «якорные» арендаторы могут торговаться за более выгодные условия аренды. В то время как для мелких предпринимателей торг, как правило, неуместен. Им приходится либо принимать существующие условия аренды, либо сворачивать бизнес.

Тем не менее аналитики рынка говорят о наметившейся положительной тенденции в ценовом вопросе. Постепенно и отечественные арендодатели начинают понимать: расчет арендной ставки как процента от товарооборота – самый оптимальный формат арендных отношений.

Безусловно, на формирование более цивилизованных отношений между участниками российского рынка торговой недвижимости уйдет еще не один год. Но в том, что это произойдет, сомневаться не приходится, поскольку количество предложений в этом сегменте постоянно растет, а конкуренция между торговыми центрами обостряется.

Средний показатель доходности по торговым центрам в России — 20%. В дальнейшем аналитики прогнозируют снижение этого показателя до 12—15%, что связано с увеличением числа современных ТЦ и неизбежным ростом конкуренции между ними.