Бродит призрак на бензоколонках. Страшно…

7 копеек составило снижение цен на автомобильный бензин в среднем по России за первые три недели октября
| статьи | печать

Кто там шатается по бензоколонкам, большинству автомобилистов, конечно, до лампочки. Народ это в большинстве тертый — если что, монтировка всегда под рукой. Вот что действительно напугало любителей прокатиться с ветерком, так это очумелый рост цен на бензин летом и особенно в сентябре. «А что тут поделаешь? — развели руками производители «горючки». — Рынок, его законы непреложны».

 

И все же шоферский актив пошумел — прокатилось недавно по стране: «Даешь снижение цен!» Правда, премьер Правительства уловил настроения масс еще раньше, зазвал к себе в кабинет акул нефтяного бизнеса, поговорил о насущном, и цены на бензоколонках стабилизировались. Как говорится, суха теория, мой друг… Так и были посрамлены своей непреложностью законы рынка.

Однако не покидает любопытство: а что на рынке должно было случиться, если бы по этим самым законам? Теория вкратце такова. Каждый раз, когда горючее у нас дорожает, вышеназванные акулы терпеливо втолковывают: российский рынок нефтепродуктов крепко завязан на мировой, и если там цены на подъеме, нам самый резон больше гнать туда нефти и изделий из нее. Соответственно внутри страны предложение снижается и цены растут. К тому же, поясняют они, государство налогами и экспортными пошлинами только усиливает зависимость от зарубежных рынков и провоцирует поднимать цены на родине.

Почему-то даже скупую слезу сочувствия эти объяснения не вызывают. Однако надо признать, что справедливость в них наличествует. В самом деле, попробуй удержись от соблазнов, когда цены на мировых рынках нефти и ее производных с начала года росли просто невероятными темпами. Но согласно этой же логике должен наблюдаться и обратный процесс: если тамошние цены просели — наши проявили полную солидарность.

И вот оно, всем нам наконец представилась уникальная возможность наблюдать, как проявляются рыночные закономерности — нефтяные цены в зарубежье в третьем квартале прямо-таки скатились вниз. С почти 70 долл. за баррель шлепнулись об отметку около 55 долл. В результате за сентябрь бензин на европейском рынке подешевел почти на 22%. И пусть не увиливают западные автомобилисты — спасибо за это они обязаны сказать и нашим поставщикам нефти.

А что должны им сказать мы, если в то же время у нас бензин резво дорожал, в одном лишь сентябре прибавил в цене 2,7%?! Где взаимосвязь между рынками?

Положим, экспортные поставки оговариваются на месяц вперед, сделаем также скидку на отечественные шляхи… Но уж в октябре-то радости жизни должны бы перепасть и нашим автовладельцам, не чужие все-таки! Тем более что намеки на это имели место.

Напомним, уже к третьему октября Росстат зафиксировал, что цены на автогорючее робко снизились на 0,1%. Такой разворот событий вдохновил «ЭЖ» (см. №41) сделать смелое предположение, что на этом они не угомонятся. И попала в точку! Жаль, что статданные по рынку нефтепродуктов приходят с приличным лагом, но и показатели за три недели октября могут немало рассказать.

За это время цены на бензин неуклонно шли вниз. К 23 октября они в среднем по России упали аж на 7 копеек. Пережить эту радость смогли далеко не все отечественные владельцы авто. К примеру, за последнюю из представленных недель бензин подешевел только в 15 центрах федеральных субъектов. В четырех наблюдалось подорожание на 0,1—0,3%. В 69 центрах впустую ловили сводки Росстата и следили за ценниками на бензозаправках.

Все это пока явно не тянет на живое воплощение строгости законов рынка. Вспоминаются в связи с этим недавние поздравления главы МЭРТ в сторону нефтяников и газовиков, которые вопреки всем трудностям смогли нарастить извлечение ископаемых и даже увеличили экспорт. Позвольте, но где же эта погоня за барышами, если конъюнктура там, мягко говоря, не того? Куда пропала акулья хватка? Это больше похоже на выполнение госзадания по перенаполнению Стабфонда и бюджета.

Запомнилось и промелькнувшее откровение одной из нефтяных акул, высказавшейся, что их компания торопиться снижать цены не станет, потому как в прошлый раз их за это ФАС заклевал обвинениями в демпинге.

Такие странные дела… Рынком тут явно не пахнет. Ну раз все так тесно застегнуто, может, стоит втайне от злых антимонопольщиков еще раз собраться, лучше в кабинете Михаила Ефимовича, и договориться: снижаем цены все и враз на столько-то весомых процентов! Пусть и наш автолюбитель возрадуется, а то суем ему только палец пососать.

Хоть к лешему пусть тогда катятся эти законы рынка. Только призраками шляются, народ пугают…