«Боинги» улетели от «Аэрофлота»

| статьи | печать

Контракт на покупку крупнейшей российской авиакомпанией 22 новейших дальнемагистральных самолетов Boeing-787 Dreamliner сорван по вине российских властей. Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал об этом в кулуарах российско-китайского инвестфорума, объяснив провал задержкой правительственной директивы на одобрение сделки.

 

Поставки американских авиалайнеров должны были начаться в 2010 г., причем «Аэрофлот» получил скидку в 10 млн долл. с каждого лайнера. «Теперь эти самолеты заберут другие», — сказал В.Окулов, ибо все поставки Boeing уже законтрактованы до 2014 г.

А конкурирующие с Boeing-787 европейские самолеты Airbus-350 Россия в лучшем случае получит не раньше 2012 г. Но, по словам Окулова, «Аэрофлот» не может быть уверенным и в контракте с Airbus, который ранее сама российская компания отправила на доработку. «Там пока не подтверждена производственная программа. Пока решений по ним (Airbus) нет», — сказал он журналистам.

Тендер на покупку дальнемагистральных самолетов «Аэрофлот» объявил более года назад. В нынешнем сентябре появилось сообщение, что выбор сделан в пользу Boeing, однако «компания может дополнительно заказать 22 A-350 европейской Airbus». Считалось, что сделка одобрена на «самом верху», ибо совет директоров «Аэрофлота» возглавляет помощник Президента РФ Виктор Иванов. Но в компанию так и не поступила правительственная директива, одобряющая сделку с Boeing (государству принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота»).

Boeing ждал до 1 ноября (срок действия оферты истек еще 15 сентября), но потом вернул полученные 40 млн долл. аванса. Теперь только финансовые потери «Аэрофлота» составят 220 млн долл. (аннулированная скидка).

О причинах срыва гадают эксперты. Возможно, Россия из политических соображений пыталась сделать «козу» американцам — но наказала лишь себя. Возможно, Кремль добивается большего сближения с EADS, материнской компанией Airbus, чтобы привлечь ее к участию в российской «Объединенной авиастроительной корпорации», состоящей из фирм «Миг», «Сухой» и «Иркут». Известно, что государственный Внешторгбанк уже приобрел 5,02% акций EADS и хочет увеличить этот пакет до блокирующего.

Но ведь и Boeing-787 Dreamliner генеральный менеджер Майкл Бэр назвал «русским самолетом», когда проводил его road show в Москве. Самолет выполнен из российского титана, большинство конструкций будет производиться российским предприятием ВСМПО-Ависма. В Московском конструкторском центре (МКЦ) Boeing работает более 1200 российских инженеров, и примерно треть инженерных проектов по самолету Boeing-787 выполнено именно специалистами МКЦ.

Не исключено, что причина проще: идет подковерная борьба двух групп лоббистов…