На оном вече, да не одни речи

186 тысяч акционерных обществ открытого типа зарегистрировано на сегодня в России, а в Германии — около 900
| статьи | печать

Традиции Руси в формировании взаимопонимания разных слоев общества, консолидации  их интересов на различного рода собраниях живы и по сей день. Свидетельство тому — V Национальный конгресс корпоративных директоров как технология совершенствования управления: сначала сказать, зачем собрались, указать на недостатки и возможные способы их устранения, затем привести положительные примеры, обобщить сказанное и определиться с дальнейшими мерами.

 

V Национальный конгресс корпоративных директоров, проведенный Российским институтом директоров и Коллегией профессионального сообщества корпоративных директоров совместно с Ассоциацией менеджеров России при поддержке Ассоциации по защите прав инвесторов, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ и информационной поддержке «ЭЖ», поставил своей целью консолидацию профессионального сообщества корпоративных директоров.

Для этого от корпоративных директоров требуется:

·        активная работа с органами власти;

·        взаимодействие с иностранными объединениями корпоративных директоров, расширение взаимодействия с инвесторами;

·        внедрение передовых инструментов корпоративного управления;

·        разработка современных образовательных программ и ряд других мер.

Корпоративное управление — это, по сути, процесс трансформации права собственности, принадлежащей акционерам, в управление бизнес-процессами, реализуемое топ-менеджментом. Но в России из-за несовершенства законодательной базы и правоприменительной практики тут велик риск.

Поэтому на конгрессе и поднимались вопросы совершенствования законодательства и повышения компетентности и ответственности предпринимателей по выполнению требований корпоративного управления.

Кроме того, отмечалось, что для формирования системы корпоративного управления компании должны внедрять механизм независимых директоров, способный обеспечить увеличение капитализации компании. Только так можно добиться повышения управляемости организации, экономической эффективности ее деятельности, повышения инвестиционной привлекательности. Но пока часть российских АО сохраняет авторитарный стиль работы совета директоров, не выполняет социальную функцию, уходит от налогов, имеет низкий уровень зарплаты сотрудников, не заботится о психологическом климате в коллективах.

Не менее серьезной проблемой остается передел собственности, и в частности — «черное рейдерство». Чтобы его предотвратить, необходимо более активное взаимодействие топ-менеджеров с советом директоров, четкое разграничение компетенции советов директоров и акционеров. Нужны законодательные нормы, регулирующие ответственность совета директоров за свои действия либо бездействие в ущерб интересам акционеров, а также нормы ответственности за злоупотребление правами со стороны акционеров.

Компании, готовящиеся к публичному размещению либо уже разместившие свои акции на рынке, обязаны следовать наиболее высоким стандартам корпоративного управления, которые диктуются ожиданиями инвесторов, а также правилами листинга, действующими на рынке размещения ценных бумаг.

Так, статус биржевой корпорации повлек изменения в системе управления АФК «Система» на основе разработанного Кодекса корпоративного поведения.

Они позволили повысить эффективность работы совета директоров и согласованность работы органов управления корпорации, предотвращать возможные финансовые злоупотребления, обеспечить удобный и оперативный доступ инвесторов к интересующей их информации и обратную связь между компанией и инвесторами. А в результате — стабильный интерес к акциям компании и создание международной сети компаний-партнеров, которые являются мировыми лидерами в своих областях деятельности.

Ощутимую помощь развитию корпоративного управления оказывает Торгово-промышленная палата РФ. Так, например, комитеты по кредитным организациям и финансовому рынку, предпринимательской культуре, безопасности предпринимательской деятельности, подкомитет по корпоративному управлению и др. выступают инструментом отбора, обобщения жизнеспособных идей, практики, технологии методов подхода к корпоративному управлению, организуют и поддерживают диалог заинтересованных сторон.

Именно несовершенство законодательной базы является одним из препятствий динамичному совершенствованию корпоративного управления, что негативно отражается на экономике страны и ее имидже как надежного торгового партнера. В свете вступления России в ВТО эта проблема требует первостепенного решения на государственном уровне.

А пока Фондовая биржа ММВБ начала аккредитацию листинговых агентов в секторе инновационно-растущих компаний, чтобы повысить «прозрачность» и снизить риск распространения недостоверной информации, обеспечить более высокий уровень защиты прав инвесторов и предотвратить уход российских компаний на зарубежные торговые площадки.

При этом требования к компаниям-эмитентам на этом секторе: капитализация эмитента должна быть не менее 100 млн руб. и не более 5 млрд руб. В случае допуска облигаций к торгам  объем выпуска должен составлять не менее 15 млн руб.

Кроме того, по инициативе Правительства РФ предполагается усилить наказания за нарушения законодательства об акционерных обществах. Так, физические лица могут быть наказаны штрафами до 200 МРОТ, а юридические — до 10 000 МРОТ. Апробированный в различных заинтересованных институтах документ как законопроект о внесении соответствующих поправок в законодательство поступит в Госдуму в начале следующего года.

Коллегиальность, соборность были присущи россиянам всегда. И сегодня они проявляются в формировании и развитии не только корпоративного управления, но и цивилизованных рыночных отношений в стране.

 

Мнение

 

СЕРГЕЙ КАТЫРИН, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ:

— На первый план выходят задачи содействия созданию и совершенствованию системы корпоративного управления в России. Внедрение у нас в стране международных принципов корпоративного управления важно по многим причинам, но практика показала, что механически перенести их в российскую действительность, как бы эффективно они ни работали в своей стране, невозможно. Поэтому необходимо выстраивать в первую очередь такую модель системы корпоративного управления, которая отвечала бы интересам российских компаний, российской экономике в целом. Второе — необходимо создать условие для эффективного применения данной модели, т.е. для использования ресурсов корпоративного управления в целях усовершенствования ведения бизнеса. Это усовершенствование законодательства и развитие поддерживающих его социальных структур, повышение компетентности предпринимателей, их готовность добровольно взять на себя обязательства, связанные с реализацией требований корпоративного управления. Палата пытается содействовать становлению и совершенствованию системы корпоративного управления, используя собственную инфраструктуру.

 

АЛЕКСАНДР БЕРЛИН, ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА В МОСКВЕ, ПРОФЕССОР МГУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА КОРПОРАТИВНЫХ ДИРЕКТОРОВ:

— Наше профессиональное сообщество состоялось со всеми плюсами и минусами, и оно заняло свое место. Скачок в динамике формирования национального реестра за 2006 год не стихийное событие, это сознательная линия коллегии национального реестра на расширение состава тех людей, которые способны профессионально представлять интересы растущего бизнеса в системе корпоративного управления. Мне представляется, что мы находимся на пороге очень серьезного качественного изменения в понимании корпоративного права. Может быть, даже в нашей стране это понимание произойдет раньше, чем в других странах. Нам предстоит осознать естественную природу корпоративного управления, содержание конфликта в отношениях его ключевых участников, их экономических интересов, системы урегулирования этих интересов как на уровне государства, так и на уровне менеджмента компаний.

 

СЕРГЕЙ ЛИТОВЧЕНКО, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ РОССИИ:

— Последнее время раздаются абсолютно вредные, с нашей точки зрения, призывы, что олигархические компании нужно то ли раскулачивать, то ли денационализировать. Это тупиковый путь. Считаю, что для правильного развития корпоративной среды в России государство должно стимулировать исключительно ненасильственными методами разукрупнение крупных акционерных капиталов, чтобы создать условия для появления подлинно публичных корпораций. Среди таких мер — стимулирование и увеличение акций свободного рыночного оборота, стимулирование и реорганизация тех ОАО, которые не выводят акции на рынок общества с ограниченной ответственностью. Мешает цивилизованному развитию корпоративной среды и существование такой формы, как закрытое акционерное общество. Его акционеры наиболее бесправны по сравнению с участниками других хозяйствующих субъектов, они лишены прав на выход и свободное отчуждение своих акций. Разделение российских акционерных обществ на открытые и закрытые является результатом влияния на наше законодательство американского акционерного права. Большая часть российского корпоративного права была создана при технической помощи зарубежных стран и, как показала российская практика, требует существенного совершенствования с учетом современных российских реалий.