Электронный мозг компании

Современный менеджмент нуждается в бизнес-интеллекте
| статьи | печать

По мере развития и усложнения бизнеса растет количество и сложность задач, стоящих перед ним. Среди них и весьма нетривиальные, от качества решения которых порой зависит будущее организации или даже судьба целой отрасли. На помощь сотрудникам компаний должны прийти новые интеллектуальные системы управления.

 

Для решения конкретной бизнес-задачи необходимо учитывать столь большое количество факторов, что даже целой команде квалифицированных специалистов придется потратить слишком много времени.

Это служит дополнительным стимулом для организаций, активно автоматизирующих свою деятельность путем внедрения информационных систем и ИТ-средств. Множество видов таких систем и технологий решают совершенно разные классы задач – от управления ресурсами предприятия до моделирования бизнес-процессов. Каждый из них по-своему важен, но его выполнение всегда должно согласовываться с решением остальных задач.

Вот почему современному предприятию нужна система управления, позволяющая объединить подсистемы решения основных бизнес-задач, настроить их под нужды конкретной организации и использовать накопленный опыт для ее дальнейшего развития.

Локальная автоматизация

 

Существует несколько вариантов создания общей системы управления предприятием. Один из них предполагает выполнение работ по автоматизации деятельности организации в два основных этапа: вначале определяют группы наиболее критичных бизнес-процессов, а затем для каждой из них подбирают готовую или разрабатывают с нуля самый подходящий вариант подсистемы, который может обеспечить их реализацию.

Однако зачастую компании оказываются неготовыми к такому внедрению. Хотя большинство ИТ-средств способны адаптироваться к специфике предприятия, как правило, еще до начала их использования приходится проводить серьезный реинжиниринг бизнес-процессов.

Еще одним минусом подобной локальной автоматизации является несовместимость форматов данных различных подсистем. Так, часто данные бухгалтерской системы приходится буквально вручную «набивать» в программе работы со складом. Был даже введен специальный термин — «зоопарк систем организации». Аналогия с зоопарком на удивление точная: каждая подсистема сидит в своей «клетке», и попробуй найди между ними общий язык.

Возможным выходом из такой ситуации может стать системная интеграция, позволяющая объединить все работающие на предприятии автономные подсистемы общим интерфейсом взаимодействия. Однако подобное решение может обойтись компании в кругленькую сумму.

Комплексные системы

 

С локальной автоматизацией придется платить дважды: сначала за внедрение и при последующем освоении подсистем, от бухучета до управления ресурсами, а затем за их интеграцию. Тем не менее управлять необходимо всеми аспектами деятельности предприятия. Есть и другое решение этой задачи.

Можно осуществить пошаговое внедрение различных систем на базе единой платформы. Например, компании SAP и Oracle предлагают комплексные системы, так называемые пакеты бизнес-приложений («business suite»). Функционал подобных программных средств объединяет в себе решение таких задач, как управление производством, работа с клиентами и поставщиками, управление персоналом, жизненным циклом и качеством продукции, ресурсами и проектами, работа служб маркетинга и логистики и т. д.

Система программ «1С: Предприятие 8» также предполагает внедрение ИТ-решений на базе единой технологической платформы. В свою очередь, такие продукты, как «1С: Управление производственным предприятием 8», могут быть адаптированы для конкретных пользователей с учетом потребностей их бизнеса.

Однако эти системы еще нельзя назвать интеллектуальными, поскольку они не могут предлагать аргументированные решения сложных бизнес-задач и предназначены скорее для повседневной поддержки менеджмента предприятия.

Бизнес-интеллект

 

Уже сейчас появляется новое поколение систем управления, обладающих бизнес-интеллектом. Они строятся на основе моделей, описывающих предметную область задач, решаемых в системе. Интеллектуальными называют системы управления, в которых используются механизмы поддержки принятия решений на основе анализа имеющихся в распоряжении компании источников информации.

По словам Николая Скворцова (Институт проблем информатики РАН), моделирование и последующая интеграция различных подсистем, в том числе для создания единой системы управления предприятием, возможны на основе построения модели предметной области, которая является общей для всех классов бизнес-задач.

При разработке такой модели полезно учитывать опыт предприятия. В этом случае на смену описанию бизнес-процессов приходит исследование, структурирование и описание опыта деятельности организации в конкретных ситуациях.

Как отмечает Борис Шведин (компания «Дан Роуз»), интеллектуальная система представляет собой инструмент, позволяющий наделить корпоративные информационные системы собственным «мозгом» и включить их в процесс организации, накопления и структурирования персонифицированного индивидуального опыта. Тогда в процессе принятия решения система, примером которой является QuaSy, на основе анализа накопленных эмпирических данных сможет принять оптимальное решение.

Таким образом, комбинация подходов системной интеграции, предполагающей объединение автономных ИТ-средств в единую, оптимизированную под бизнес-задачи структуру, в сочетании с использованием искусственного интеллекта способна дать ключ к решению проблемы создания общей системы управления предприятием.