Почем искусственная елка?

| статьи | печать

Среди более чем 3 тыс. исследований на 140 породах деревьев, связанных с использованием биотехнологий за последнее десятилетие, каждый пятый эксперимент касался генетических модификаций сосны, эвкалипта, ели, тополя, дуба и акации. При этом проблемы создания и внедрения «усовершенствованных» деревьев до сих пор обсуждаются лесопромышленниками и учеными-экологами всего мира.

С тех пор как в 1982 г. было создано первое генетически модифицированное (ГМ) растение — табак — и в начале 90-х годов на американском рынке появились трансгенные агрикультуры как основа для производства продуктов питания, они уже успели завоевать популярность у части сельхозпроизводителей. И это не случайно, ведь преимуществ у такой искусственной растительности хоть отбавляй — и повышенная урожайность, и устойчивость к вредителям и долгая сохранность. Недаром, по данным Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, опыты по использованию в лесном хозяйстве ГМ-деревьев проводятся в 35 странах мира, в 16 из которых, начиная с США, Канады и Китая, ученые уже дошли до полевых испытаний. Так что площадь посевов этих искусственных культур в различных уголках земли даже сейчас не менее 60 млн га.

Среди тех, кто обеими руками за эксперимент по разведению усовершенствованных деревьев, — некоторые представители целлюлозно-бумажной промышленности. По мнению финских специалистов, это упростит производство бумаги, сократит срок для инвестиций и солидно урежет долю транспортных расходов. В университете штата Северная Каролина (США) уже создана целая плантация ГМ-осины — привлекательного сырья для производства бумаги, с повышенным содержанием целлюлозы.

Израильские специалисты, сторонники новой биотехнологии, в расчете на ускоренный вдвое темп роста ГМ-деревьев намереваются обеспечить оборот лесной делянки каждые 35 лет. Большим плюсом искусственных растений они считают их прогнозируемую способность поглощать вдвое больше углекислого газа и соответственно выделять в атмосферу двойную порцию кислорода.

Больше минусов, чем плюсов, усматривают в ГМ-технологии ее ярые противники.

Их ключевой довод — вред, причиняемый ГМ-деревьями здоровью человека и экосистеме в целом за счет схожести генетического кода вводимых в усовершенствованные растения для их ускоренного роста вирусов и бактерий и человеческой бактериальной флоры. Уже сейчас апологетов ГМ-лесного хозяйства предостерегает британский профессор Д. Камминз. Так, обнаруженные в бактериальной микрофлоре человека следы ГМ-структур свидетельствуют об изменении генов микробов, грибков и вирусов в организме человека под действием пыльцы с генами микробов, вводимых в ГМ-деревья. И уж во всяком случае нашей экосистеме явно не поздоровится: искусственные растения «выдохнут» ртуть, втянутую из почвы в атмосферу.

Хотя будущее производство ГМ-бумаги поможет создать новые рабочие места, экономический смысл от внедрения ГМ-биотехнологии в лесное хозяйство до конца также неочевиден. Ведь искусственные деревья со всеми их составляющими — сучьями, корой и опилками — будут настолько долго разлагаться, что наверняка больно ударит как по экосистеме леса, так и по карманам лесозаготовителей и переработчиков такой древесины, создав им лишние проблемы.