Российский бизнес защитят по нормам ВТО

Чтобы обеспечить вступление России в ВТО, депутаты изменили антидемпинговое законодательство
| статьи | печать

Россия пытается вступить во Всемирную торговую организацию с момента ее создания в 1995 г. И сейчас, кажется, все препятствия преодолены. На Всемирном экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ заявил, что Россия завершила все двусторонние переговоры по вступлению в ВТО.

Чтобы добиться этого результата, российская сторона выполнила целый ряд условий, в том числе и правового характера.

 

Одной из мер, предпринятой для вступления в ВТО, стали поправки, внесенные в Закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее — Закон об антидемпинговых мерах) прямо перед Новым годом. Эти поправки, утвержденные Законом от 30.12.2006 № 280-ФЗ и вступающие в силу 10.02.2007, приводят положения национального законодательства в соответствие с Антидемпинговым соглашением ВТО.

Напомним, что Закон об антидемпинговых мерах, действующий в течение последних трех лет, призван защищать экономические интересы российских производителей товаров от иностранных импортеров, которые реализуют свою продукцию на российском рынке дешевле ее нормальной стоимости, чтобы разорить российских производителей.

Данный Закон защищает отечественные компании от следующих видов недобросовестной конкуренции:

  • возросший импорт (повлекший существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли российской экономики);

  • демпинговый импорт (импорт товара по цене ниже его нормальной стоимости);

  • субсидируемый импорт (импорт товара, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства).

Против компаний, пользующихся этими методами, государство имеет право вводить особые меры: антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины.

Больше прав для импортеров

 

Применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер должно предшествовать расследование, проведенное Минэкономразвития РФ. По его результатам устанавливаются следующие обстоятельства: во-первых, осуществляет ли иностранная компания «опасные» виды импорта на нашу таможенную территорию и, во-вторых, причинен ли в связи с этим какой-либо из отраслей российской экономики материальный ущерб.

Правила проведения такого расследования в результате внесения поправок стали несколько более либеральными.

Так, при анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке России Минэкономразвития РФ устанавливает следующие факторы:

  • были ли цены импортируемого товара существенно ниже цен аналогичного товара на рынке РФ;

  • привел ли демпинговый импорт к значительному снижению цен на аналогичный товар в России;

  • существенно ли препятствовал демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на российском рынке.

По новым правилам при решении вопроса о том, нанесен ли демпинговым импортом ущерб отрасли российской экономики, ни один, ни несколько факторов, установленных в результате анализа воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке РФ, ни большое увеличение объема демпингового импорта не могут иметь решающее значение.

Например, если импортер предлагает продавать свой товар по сильно заниженным ценам в сравнении с российскими производителями, это само по себе не является основанием для введения антидемпинговой пошлины на импортный товар.

В интересах импортеров изменились и правила введения предварительной специальной пошлины (эта специальная защитная мера вводится до окончания расследования в тех случаях, когда возросший импорт иностранных товаров угрожает российским производителям). Теперь предварительная специальная пошлина может применяться только в случае, если из-за возросшего импорта в одной из отраслей российской экономики создалось критическое положение и задержка с применением данной меры причинила бы этой отрасли серьезный ущерб, который трудно будет устранить.

Повторное расследование

 

Новая редакция Закона об антидемпинговых мерах более подробно определяет правила проведения повторных антидемпинговых и компенсационных расследований.

Обычно срок действия антидемпинговой или компенсационной меры не должен превышать пять лет со дня начала ее применения. Однако Правительство РФ вправе вынести решение о продлении срока ее действия.

Основанием для этого является доклад Минэкономразвития РФ об итогах повторного расследования. Такое повторное расследование министерство проводит по собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица (к примеру, российского производителя конкурирующего товара).

В заявлении, которое подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия антидемпинговой (компенсационной) меры, заинтересованное лицо должно указать конкретные сведения о возможности возобновления демпингового или субсидируемого импорта и причинения ущерба отрасли российской экономики при прекращении действия антидемпинговой или компенсационной меры.

Эти сведения должны основываться на объективных факторах, которые характеризуют экономическое положение отрасли российской экономики и могут быть выражены в количественных показателях. В частности, к таким факторам относятся объем производства товара и объем его реализации, доля товара на рынке РФ, себестоимость его производства, цена, данные о загрузке производственных мощностей, производительности труда, размерах прибыли, рентабельности производства и реализации товара, об объеме инвестиций в отрасли российской экономики.

Повторное расследование должно быть завершено в течение двенадцати месяцев. До его завершения применение антидемпинговой меры продлевается. Если по его результатам Минэкономразвития РФ установит, что отсутствуют основания для применения антидемпинговой (компенсационной) меры, то иностранным импортерам вернут суммы пошлины, взимавшейся с них в течение срока, на который было продлено применение антидемпинговой (компенсационной) меры.