Пассажиры под надзором

Государство будет контролировать перемещения граждан на некоторых видах транспорта
| статьи | печать

В третьем, заключительном чтение депутатами Госдумы принят Федеральный закон «О транспортной безопасности», разработанный в соответствии с поручением Президента РФ. Предполагается, что он защитит пассажиров от возросшей террористической угрозы и заставит российских перевозчиков соответствовать международным требованиям в области безопасности.

 

Таких не берут в шоферы!

 

Для транспортных организаций главной особенностью этого документа является установление ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.

На такую работу не будут принимать лиц:

·        имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления (законодатели, видимо, не учли, что на транспорте преступления нередко совершаются по неосторожности. — Прим. ред.);

·        состоящих на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

·        досрочно прекративших полномочия по государственной должности или уволенных с государственной службы по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, если после такого увольнения или такого досрочного прекращения полномочий прошло менее чем три года;

·        в отношении которых по результатам проверки в соответствии с Законом РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» имеется заключение ОВД о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность.

Перечень работ и профессий, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, должно разработать Правительство РФ. Поэтому пока трудно сказать, будут ли данные ограничения распространяться только на специализированные транспортные организации (депо, автопарки и т. п.) или же любая фирма, в штате которой есть хотя бы один шофер, должна будет проверять наличие судимостей у кандидатов на эту должность.

 

Пассажиров — на учет

 

Еще одно нововведение коснется не только работников транспорта, но и их клиентов. Речь идет о создании автоматизированной центральной базы персональных данных о пассажирах.

С введением в действие данного закона государство будет полностью контролировать перемещение граждан на некоторых видах транспорта. В автоматизированную базу будут вноситься следующие сведения о пассажире:

·        фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;

·        вид и номер документа, по которому приобретен билет (например, паспорт);

·        пункт отправления и прибытия, с указанием маршрута следования (беспересадочный или транзитный).

Данные в эту систему будут поступать от перевозчиков, органов местного самоуправления, а также от иностранных государств и организаций.

На карандаш возьмут граждан, пользующихся воздушным транспортом (при внутренних и международных перевозках), железнодорожным транспортом дальнего следовании, а также морским, внутренним водным и автомобильным транспортом при международных перевозках.

Помимо этого, в базу данных будут вноситься сведения о поездках граждан на железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте по отдельным маршрутам, определенным Правительством РФ по согласованию с заинтересованными ведомствами.

Пока не известно, каким образом Кабинет министров будет фиксировать данные маршруты и на какие транспортные средства они будут распространяться. Видимо, имеются в виду маршруты, проходящие через приграничные районы, воинские части и т.д.

По поводу последней нормы возникает масса вопросов. Придется ли, например, девушке, которая хочет добраться в воинскую часть к своему любимому, предъявлять паспорт водителю такси, чтобы тот, в свою очередь, внес ее данные в автоматизированную базу. Будут ли осуществлять такой учет пассажиров в маршрутках, если их путь будет пролегать через объекты, указанные в постановлении?

Как бы не получилось, что транспортная инфраструктура будет заморожена, как это произошло в сфере оборота алкогольной продукции после введения печально известной ЕГАИС.

Впрочем, разработчики считают, что такая система контроля себя окупит. По их подсчетам, она  позволит сократить экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций на 4,5 млрд руб. в год.