Подробности бюджетной переоценки

В начале февраля Минфин России выпустил Письмо, в котором разъяснил порядок переоценки стоимости основных средств и нематериальных активов бюджетными учреждениями.
| статьи | печать

В «БП» № 47 за 2006 г. мы уже обращались к вопросам переоценки, которая должна быть проведена бюджетными учреждениями в соответствии с совместным Приказом МЭРТ РФ №306, Минфина РФ №120н, Росстата №139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». В комментарии к упомянутому совместному Приказу мы обращали внимание на то, что при его практическом применении могут возникнуть вопросы, ответы на которые непосредственно из норм Приказа не вытекают.

В Письме Минфина РФ от 08.02.2007 № 02-14-07/274 (далее — Письмо Минфина РФ) чиновники разрешили практически все вероятные вопросы, касающиеся проведения переоценки бюджетниками (полный текст читайте в текущем номере «ЭЖ Досье»).

 

Всего Письмо Минфина РФ содержит 21 пункт, в каждом из которых разъясняется та или иная ситуация или приводятся рекомендации по обобщению, детализации и группировке результатов переоценки. Формат предложенного материала не позволяет подробно прокомментировать все пункты Письма Минфина РФ. Поэтому целесообразно ограничиться только теми моментами, которые, на наш взгляд, являются наиболее распространенными (актуальными для большей части бюджетных учреждений). Комментарии не сопровождены числовыми примерами, так как большая часть разъяснений проиллюстрирована примерами непосредственно в тексте Письма Минфина РФ.

 

В пункте 2 Письма Минфина РФ разъяснен порядок переоценки объектов основных средств, которые были приобретены до 31 декабря 2002 г. и по состоянию на эту дату числились в составе МБП, а 1 января 2005 г. (дата перехода на новую Инструкцию по бюджетному учету) были переведены в состав основных средств.

Так как МБП при проведении переоценки 2003 г. не переоценивались, в 2007 г. они должны быть переоценены с использованием двух коэффициентов переоценки. Коэффициенты переоценки при этом перемножаются.

Приведенный порядок не распространяется на предметы производственного и хозяйственного инвентаря (группы И1—И3 Классификации основных фондов), которые должны были переоценениваться на 1 января 2003 г.

 

Пунктом 3 Письма Минфина РФ подробно разъяснен порядок переоценки объектов нематериальных активов. В частности, установлено, что амортизация по таким объектам должна быть начислена по нормам, исчисленным в соответствии со сроком полезного использования, рассчитанным с учетом даты принятия нематериального актива к бюджетному учету. Уточнение существенно в отношении объектов, приобретенных до 2005 г., так как по ним амортизация могла начисляться только с 1 января 2005 г. Понижающие поправочные коэффициенты при переоценке объектов нематериальных активов не применяются независимо от того, когда объекты приобретены или созданы.

 

Учреждениям, выполняющим функции заказчика-застройщика по договору строительного подряда, рекомендуем обратить внимание на разъяснение, приведенное в п. 6 Письма Минфина РФ, которое обязывает проводить переоценку оборудования, переданного в монтаж, но не смонтированного (по которому акт приемки выполненных монтажных работ на 1 января 2007 г. не оформлен). Одновременно подрядной организации должна быть направлена справка (выписка из акта переоценки) для внесения изменений в регистры забалансового учета по счету учета оборудования, принятого для монтажа.

По нашем мнению, здесь могут возникнуть определенные проблемы с составлением статистической отчетности за 2007 г. Это связано с тем, что стоимость оборудования, переданного в монтаж, по общему правилу включается в стоимость незавершенного строительства не в момент приемки монтажных работ, а после начала их фактического выполнения. Впрочем, до конца 2007 г. (даты формирования данных для отчетности по форме № КС-2) статистическими органами будут даны необходимые разъяснения.

 

Пункты 10—16 Письма Минфина РФ подробно разъясняют порядок заполнения ведомостей переоценки. По нашему мнению, при их оформлении проблем возникнуть не должно. Тем более что формы ведомостей (приведенных в приложениях к Письму Минфина РФ) являются рекомендуемыми и могут быть изменены (дополнены, объединены) учреждением, осуществляющим переоценку, при необходимости иной группировки или детализации данных с учетом потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности (например, распорядителя бюджетных средств соответствующего уровня).

 

Пунктом 18 Письма Минфина РФ установлено, что форма акта, которым оформляются результаты переоценки, является произвольной. Вместе с тем здесь же содержится отсылка к Приложению № 9, в котором содержится рекомендованная форма акта. По нашему мнению, ведомости переоценки в любом случае целесообразно оформить как приложение к акту — с целью обеспечения большей эффективности осуществления последующего контроля и проведения будущих переоценок.

В том же п. 18 Письма Минфина РФ содержится норма, в соответствии с которой результаты переоценки должны быть учтены при составлении статистической отчетности по форме № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» за 2006 г. Но только при условии, что акт о результатах переоценки составлен и подписан до 1 апреля 2007 г. То есть фактически Минфин РФ допускает возможность завершения переоценки и после указанной даты.

 

СПРАВКА

Согласно п. 1 Письма Минфина РФ переоценка основных средств и нематериальных активов учреждений по состоянию на 1 января 2007 г. проводится в первом полугодии 2007 г.

 

Исходя из опыта проведения предыдущих переоценок, считаем необходимым заметить, что более рациональным, по нашему мнению, является утверждение акта после 1 апреля (по меньшей мере в тех учреждениях, где имеется много объектов основных средств и объектов нематериальных активов). Это связано с тем, что большое количество счетных операций сопряжено с риском совершения счетных ошибок, которые можно исправить при проведении дополнительной проверки. Если же ошибки будут выявлены после составления и представления указанной формы статистической отчетности, возникнет необходимость корректировки отчетных данных.

 

В пункте 19 Письма Минфина РФ приведена общая схема бухгалтерских записей, которыми отражаются результаты проведенной переоценки. Общий принцип, используемый при отражении результатов переоценки, в учете очевиден — суммы дооценки отражаются по дебету соответствующих счетов учета нефинансовых активов (010100000 «Основные средства», 010201000 «Нематериальные активы» и 010504000 «Строительные материалы») и кредиту счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», суммы уценки (которая возможна при применении понижающих коэффициентов) — обратными проводками. Сумма корректировки амортизации по дооцененным объектам отражается по дебету счета 040103000 (то есть сумма финансового результата уменьшается) и кредиту счета 010400000 «Амортизация», по уцененным объектам — обратной проводкой.

 

ВНИМАНИЕ!

Из разъяснений, приведенных в пункте 19, следует необходимость проведения переоценки внеоборотных активов (а также оборудования к установке), которые на 1 января 2007 г. находились в пути.

 

В соответствии с п. 82 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, на счете 010700000 «Нефинансовые активы в пути» учитывается стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материалов (оборудования к установке), отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение, при осуществлении расчетов по аккредитиву, а также при движении объектов нефинансовых активов по централизованному снабжению. Как правило, к моменту окончания переоценки все подобные активы поступают в учреждение и приходуются по основному учету.

Таким образом, по таким объектам в связи с проведенной переоценкой необходимо оформлять не одну, а две (по оборудованию) или три (по амортизируемому имуществу) бухгалтерские записи:

1) на сумму проведенной переоценки;

2) на сумму корректировки данных бухгалтерского учета (в котором поступившие объекты учитываются без учета переоценки);

3) на сумму корректировки амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости.

Кроме того, здесь же считаем необходимым уточнить, что переоценке подлежат только суммы стоимости имущества, но не суммы произведенных расчетов.

Также пунктом 19 рекомендовано при оформлении операций по переоценке в Справке (форма 0504833, установленная Инструкцией по бюджетному учету) бухгалтерские записи, отражающие суммы дооценки балансовой стоимости объектов нефинансовых активов и начисленной амортизации, показывать в разрезе соответствующих номеров счетов бюджетного учета. По нашему мнению, во вспомогательных регистрах аналитического учета группировка данных должна быть более детализированной: не только по субсчетам, но и по видам объектов, учитываемых на одном субсчете, а по возможности — и по каждому объекту. Надо полагать, данная переоценка не последняя, а значит, более глубокая детализация данных позволит в будущем провести очередную переоценку с минимальными трудозатратами.

 

Весьма важное разъяснение содержится в п. 20 Письма Минфина РФ: после проведенной переоценки все операции с нефинансовыми активами и амортизацией по их выбытию (реализация, списание, безвозмездная передача и иные выбытия), внутреннему перемещению, осуществленные в период с 1 января 2007 г. до даты произведенной переоценки, необходимо привести в соответствие с результатами переоценки. При этом установлен только один способ исправление данных — сторнирование ранее оформленных бухгалтерских записей и оформление новых бухгалтерских записей с учетом проведенной переоценки.

В пункте 20 приведен пример, касающийся уточнения сумм амортизации по объектам, стоимость которых по состоянию на 1 января 2007 г. составляла менее 1000 руб. Однако, по нашему мнению, более распространенной будет ситуация, при которой необходимо корректировать данные о выбывших объектах.

 

СПРАВКА

Для целей обложения налогом на прибыль результаты переоценок, проведенных после 2002 г., не учитываются. Следовательно, если выбытие объектов основных средств или иного имущества было произведено в рамках предпринимательской деятельности, корректировке подлежат только данные бухгалтерского (но не налогового) учета.

 

Учреждениям, которые в 2003—2006 годах передавали нефинансовые активы безвозмездно, следует учитывать положения п. 20, в соответствии с которым при исправлении операций, отражающих безвозмездное получение объектов нефинансовых активов и начисленной амортизации от другого учреждения, данные по счетам, на которых была отражена балансовая стоимость и начисленная амортизация полученного объекта, корректируются на основании справки (выписки из акта переоценки), представленной учреждением, передавшим объекты.

То есть по таким объектам переоценка проводится стороной, передавшей объекты. Соответственно сторона, получившая имущество безвозмездно, подобные объекты не переоценивает, хотя результаты переоценки отражает в своей отчетности.