Тройной удар

| статьи | печать

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) постепенно дрейфуют к завершению. Несмотря на ряд преимуществ присоединения нашей страны к международному коммерческому альянсу, некоторые важнейшие отрасли экономики могут оказаться под ударом. Особенно сложным будет положение сельского хозяйства, если у Российской рабочей группы не хватит духу отстоять необходимый размер государственных субсидий.

 

ВМинэкономразвития давно стало доброй традицией объявлять о вступлении нашей страны в ВТО каждый год. Не стал исключением и 2007 г.: на проходившей на днях Конференции по ВТО глава МЭРТ Герман Греф заявил, что переговорный процесс закончится к середине года и с января 2008 г. Россия станет полноправным членом этой авторитетной международной организации.

Правда, уже на следующий день, после известия о том, что американский конгресс отказался отменять пресловутую поправку Джексона – Вэнника, министр поспешил перенести дату присоединения к торговому альянсу на первый квартал 2008 г.

На самом деле список стран, с которыми кроме США нашему государству осталось уточнить условия вступления в ВТО, совсем невелик: Вьетнам, Камбоджа, Гватемала и Грузия. Наш кавказский сосед – оппонент в мае 2004 г. подписал соответствующий протокол, однако в прошлом году отозвал его из-за острых политических и экономических разногласий с нашей страной. Но, по оценке экспертов, даже с ним Россия сможет найти взаимоприемлемые решения до конца текущего года.

После вступления в ВТО ряд отраслей, прежде всего сельское хозяйство, окажется в сложном положении.

По оценке Г. Грефа, к наиболее защищенным отраслям нашей экономики при вступлении в ВТО относится аграрный сектор. Российская рабочая группа оговорила специальные условия, предусматривающие снижение здесь таможенных пошлин только через 7 лет.

Однако есть и другие мнения, согласно которым российское село получит удар сразу с трех сторон.

Во-первых, по оценке министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, даже существующий уровень пошлин недостаточно защищает российское животноводство и птицеводство и их надо поднимать в 2 раза. В прошлом году аграрный сектор увеличил объем своего производства, но не смог продать свою продукцию по ценам, обеспечивающим нормальную рентабельность, из-за натиска импорта из Европейского союза.

Во-вторых, удар по сельскому хозяйству нанесет повышение тарифов на электроэнергию и газ (а как следствие, и на нефтепродукты) до мирового уровня к 2015 г. В данном случае сошлись интересы российских монополий и требования Всемирной торговой организации.

Ситуацию можно было бы исправить с помощью гос-субсидий аграрному сектору, например, весной нынешнего года бюджетная поддержка сельхозпроизводителям на ГСМ составила 7 млрд руб.

Но на заключительном этапе переговоров ВТО добивается значительного сокращения заявленного нашей страной размера субсидий (9 млрд долл.) в аграрный сектор экономики. Учитывая вялость наших переговорщиков, можно сказать: третий удар уже не за горами.

Очень показательно сравнение сальдированного финансового результата (прибыль минус убытки) защищенного, по мнению МЭРТ, сельского хозяйства — 27,5 млрд руб. по итогам 2005 г. и аналогичного показателя в металлургии, которая получает выгоды от вступления в ВТО, — 337,2 млрд. Разница более чем в 12 раз!

По расчетам экспертов Минсельхоза, подавляющая часть отечественных сельхозпредприятий станет убыточной, когда все три удара сойдутся в одной точке (на сегодняшний день их доля около 40%). А. Гордеев даже сравнил конкуренцию в рамках ВТО со схваткой на ринге, в которой один соперник вооружен кольчугой и мечом, а другой — современным автоматом.

На последней стадии переговорного процесса важно активизировать усилия российской группы с тем, чтобы выторговать максимальный размер госсубсидий, раз уж мы сдали другие позиции.

Если рухнет российское сельское хозяйство, то плакать придется всей стране, когда не хватит средств на закупку продуктов питания за рубежом во время падения цен на углеводороды. А такие времена в нашей истории бывали много раз.

 

Мнение эксперта

От присоединения к ВТО, по оценке Клауса Ролланда, представителя Всемирного банка (ВБ) в нашей стране, выиграют далеко не бедные отрасли — черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Нефте-газовый сектор уже работает в условиях, близких к кано-нам торгового альянса.

Экономический эффект от членства России в ВТО будет равняться в ближайшие годы 20 млрд долл., а в перспективе составит 80 млрд.