Новые правила поставок для государства

Депутаты пересмотрели положения Закона о размещении госзаказов
| статьи | печать

Совет Федерации РФ 13.04.2007 одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и некоторые другие законодательные акты РФ».

 

Принятые поправки показывают, что законодатели пытаются, с одной стороны, экономить государственные деньги, а с другой — идти в ногу с компьютерным веком.

Так, значительно сократился перечень сведений, которые должны содержаться в извещениях о проведении торгов, публикуемых в официальных печатных изданиях. Цель этого — экономия бюджетных средств, ведь публикация — это затратная процедура.

Сведения, исключенные из извещения о проведении торгов, переносятся в конкурсную документацию (документацию об аукционе), размещенную на официальном сайте, с которой может бесплатно ознакомиться любой желающий.

Расширилась сфера применения открытых аукционов в электронной форме в Интернете. Такие аукционы теперь можно организовывать в случаях, если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 1 млн руб. (до этого лимит был установлен в пределах 500 тыс. руб.).

 

Поставщику-нарушителю найдут дублера

Поправки по-новому регулируют процедуру отказа госзаказчика от заключения контракта с победителем конкурса или аукциона. Сейчас заказчик имеет право не заключать контракт с победителем, в частности если в отношении того начата процедура ликвидации или банкротства либо его деятельность приостановлена в связи с выявленным административным правонарушением. Согласно новой редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров...» (далее—Закон) заказчик в таких случаях не только может, но и обязан отказаться от заключения контракта.

Кстати, при расторжении государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств заказчик теперь вправе заключить контракт с участником размещения заказа, который на конкурсе или аукционе занял «второе» место.

К примеру, если контракт с победителем конкурса был расторгнут, заказчик вправе заключить контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер. А если заказ размещался на аукционе, то новый контракт заключается с участником, предложившим предпоследнюю цену при проведении аукциона.

Это позволит сэкономить время и бюджетные средства на проведение торгов для размещения нового заказа.

Контракт с «дублером» будет заключаться, конечно, только с его согласия.

Законодатели решили, что недостаточно просто найти замену недобросовестному поставщику. За невыполнение условий контракта нужно наказывать рублем. Раньше такую ответственность нес только заказчик.

Новая редакция Закона закрепляет ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. В случае просрочки обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать с поставщика уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки в размере, установленном контрактом, но не менее 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центробанка. Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

 

В полку заказчиков прибыло

Поправки затронули не только Закон, но и другие нормативные акты.

Так, расширился перечень органов, которые могут выступать в качестве государственных заказчиков. Сейчас существует коллизия: с одной стороны, Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, государственные внебюджетные фонды должны закупать продукцию в соответствии с Законом, с другой стороны, по смыслу п. 1 ст. 4 этого Закона они, не являясь органами государственной власти, не могут выступать государственными заказчиками.

Поэтому в ст. 764 Гражданского кодекса РФ вносятся изменения, расширяющие перечень потенциальных заказчиков. Кроме того, Закон уточняет, что получатели средств федерального бюджета всегда могут выступать государственными заказчиками, а получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов — только в случае передачи им таких полномочий соответственно региональными или местными органами.

Изменения в Бюджетный кодекс РФ устраняют противоречие между п. 2 ст. 1 Закона и ст. 71 Бюджетного кодекса РФ. Так, в п. 2 ст. 1 данного Закона говорится, что он применяется в случаях размещения госзаказов, за исключением случаев, если товары (работы, услуги) поставляются на сумму, не превышающую установленного Центробанком предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (на данный момент это 60 тыс. руб.). А ст. 71 БК РФ гласит, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 тыс. МРОТ осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Так что у бюджетников возникали вопросы о том, какой из этих лимитов (60 тыс. руб. или 2 тыс. МРОТ) действует при заключении контрактов без проведения конкурсов, аукционов и прочих процедур, предусмотренных Законом.

Новая редакция ст. 71 БК РФ устанавливает, что бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными между юрлицами. При этом одноименные товары, работы, услуги учреждения вправе закупать без заключения контракта в течение квартала на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными.

 

После подписания поправок Президентом РФ текст Закона в сравнительной редакции будет размещен на сайте www.eg-online.ru