Только начало пути к возрождению

ИЗ ПОСЛАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
| статьи | печать

Многие аналитики гадали, чем наполнит свое восьмое, последнее на посту Президента, Послание Федеральному Собранию Владимир Путин. Прямо скажем, прощальных ноток в его выступлении немного. Видимо потому, что в содержании Послания отчетливо звучит уверенность в сохранении преемственности инициированного им социально-экономического курса страны. Не случайно конкретные цели и задачи, поставленные Президентом в этот раз, рассчитаны не на год и содержательно направлены на продолжение и усиление уже осваиваемых направлений. Вниманию читателей представляем выдержки из Послания, непосредственно касающиеся перспектив экономики страны.

 

…Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики.

Для реализации именно такой стратегии мы подготовили условия — приняли законы, сформировали необходимые структуры. И сегодня, опираясь на созданную нами базу, хотел бы перейти к постановке ряда конкретных задач.

 

Энергетика

…Один из безусловных приоритетов ближайших лет — это электроэнергетика. Россия уже столкнулась с нехваткой мощностей для дальнейшего роста.

Предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа. По сути, речь идет о «второй» масштабной электрификации страны. К 2020 г. необходимо увеличить на 2/3 производство электроэнергии в России. Для этого государством и частными компаниями будет проинвестировано порядка 12 трлн руб.

Предстоит построить новые станции, модернизировать действующие, а также расширить сетевую инфраструктуру. Нам, кроме того, необходимы значительные изменения в структуре электрогенерации — за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации.

В нашей стране за весь, подчеркну — за весь советский период было построено 30 атомных энергоблоков. За ближайшие же 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем на основе самых современных технологий.

Для реализации этого проекта предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности. Она будет работать на внутреннем и внешнем рынке, и кроме того, решать задачи обеспечения интересов государства в сфере обороны. Для этого надо будет принять специальный закон. 

Далее. Россия, с ее гигантскими гидроресурсами, использует свой потенциал менее чем на 20%, в то время как другие развитые страны — на 70—80%. Необходимо начать строительство крупных ГЭС — прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.

Мы обладаем и крупнейшими запасами угля. Поэтому акцент должен быть сделан на увеличении доли угольной генерации нового поколения.

 

Транспортная система

…Еще один элемент инфраструктуры будущего роста — это эффективная транспортная система.

Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие, является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП. Вспомним, что на всю оборону мы с вами тратим 2,7% ВВП в год. А мобильность, подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах.

…Расходы федерального бюджета на автомобильные дороги с 2005 г. практически удвоились. Тем не менее на решение обозначенных мною проблем, не требующих никакого отлагательства, а также на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов, предлагаю дополнительно выделить еще 100 млрд руб.

В целом считаю необходимым утвердить программу развития дорожной сети до 2015 г. Безусловный приоритет — это строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям Север — Юг и Центр — Урал. А также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири.

…Не менее значимым для нас является и развитие железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения.

Следует принять долгосрочную программу развития железных дорог, включая как внутренние, так и международные перевозки.

Далее. В стране за последние 15 лет более чем в три раза сократилось число аэропортов. Нужно предпринять безотлагательные меры по улучшению ситуации в этой области. Необходимо начать реализацию программы создания на территории страны транзитных авиационных центров.

Считаю также, что на федеральном уровне должны оставаться только самые значимые аэропорты, остальные должны быть переданы в собственность регионов Российской Федерации.

Надо привлекать и частные инвестиции — через приватизацию аэропортовых терминалов и концессию аэропортовой инфраструктуры, включая взлетно-посадочные полосы.

Я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время ситуация практически не улучшается. Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Ну просто недопустимо!

Правительство, как будто специально, никаких мер не предпринимает. Несколько лет мы говорим об этом! Считаю, что это результат — либо неспособности правильно определить приоритеты, о которых я уже говорил несколько раз, либо должным образом организовать практическую работу. И то, и другое — плохо.

Нужно незамедлительно сделать следующие шаги. Прежде всего — разработать и принять инвестиционные программы развития российских портов. Уже в этом году решить вопрос с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры. И, наконец, принять соответствующий закон и определиться с созданием нескольких свободных портовых зон с льготным режимом налогообложения.

Существенным фактором сокращения издержек в экономике должно стать развитие речных перевозок. Необходимо реализовать проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей. В том числе модернизировать Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы.

Предлагаю Правительству также проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями.

По сути, это не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное море, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение, позволит им стать морскими державами.

 

Недра

…Еще один вопрос, который нам вправе будут задавать будущие поколения, относится к использованию природных ресурсов России. Действительно ли мы получаем от них максимальную выгоду?

Наверняка многие еще не знают. Готов проинформировать вас: в 2006 г. Россия заняла первое место по добыче нефти в мире. А вот что касается переработки нефти, то здесь мы существенно отстаем.

Правительству следует разработать систему мер, стимулирующую увеличение переработки сырья внутри страны.

Еще одна проблема. Сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд кубометров попутного газа в год. Тем более что во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность. Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям.

Следующий вопрос. Правительство уже приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на круглый лес. Не ущемляя интересы наших иностранных партнеров, мы должны все-таки подумать о развитии собственной перерабатывающей базы. В том числе продолжить обоснованное снижение пошлин на технологическое оборудование, ускорить предоставление лесных участков, софинансировать создание необходимой инфраструктуры.

Последнее время мы все чаще обсуждаем проблемы другой отрасли — рыбной отрасли. Заметных сдвигов здесь не видно. А между тем первоочередные решения понятны и очевидны.

В большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку.

 

Инновационная экономика

…Теперь — о ряде отраслей, которые должны стать важным звеном инновационной экономики.

Россия исторически была сильна в производстве авиационной техники — и военного, и гражданского назначения. Однако в последнее десятилетие наши позиции в гражданской части были утрачены.

Мы приняли соответствующую программу и решение о создании Объединенной авиастроительной корпорации.

Необходимо уже в этом году определиться с выбором международного партнера для взаимовыгодной кооперации, не останавливая при этом реализацию уже намеченных проектов.

Россия – это и крупная морская держава. Мы имеем достаточно развитый рынок собственных морских перевозок. При этом практически перестали строить гражданские суда.

За последние 10 лет более 90% новых судов наши судовладельцы заказали и построили на зарубежных верфях. И если не предпринять сегодня никаких действий, отрасль просто деградирует, что в конечном счете негативно скажется и на безопасности страны, на военном кораблестроении.

Для исправления ситуации принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, которая должна включать все сегменты — от проектирования и строительства судов до их сервисного обслуживания и ремонта. Перед корпорацией поставлена прямая задача — завоевать достойную нишу на глобальном рынке судостроения. У нас такие возможности есть.

Полагаю, что в ближайшее время следует определиться с мерами господдержки судостроительной отрасли в России.

Модернизация российской экономики невозможна без подъема отечественной науки.

...Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. И в этой связи хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании.

 

Ресурсы

…Государством должны быть выделены необходимые средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ. Эти средства будут переданы в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий. Объем этих ресурсов составит не менее 130 млрд руб. Прошу в кратчайшие сроки завершить разработку и принятие соответствующего федерального закона.

Всего же, с учетом федеральных целевых программ, на это направление должно быть запланировано в федеральном бюджете около 180 млрд руб.

Обращаю ваше внимание — мы, по сути, открываем еще одно, сопоставимое с общим финансированием науки, направление. Почти в таком же объеме!

При этом важнейшим вопросом является создание условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии.

 

 

…В целом необходим серьезный разговор с участием политиков, бизнеса и науки о путях содействия свободному перемещению капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов на европейском и азиатском континентах. Россия, с ее геополитическим положением, может и будет играть здесь соответствующую роль и будет оказывать таким процессам всемерное содействие.

 

 

Полностью с текстом Послания вы можете ознакомиться на сайте www.eg-online.ru

 

 

 

Особые цифры

 

В Послании народным избранникам Президент особо выделил 3 направления государственного финансирования, которые потребуют дополнительных ассигнований из бюджета.

·       250 млрд руб. необходимо выделить на формирование специального фонда реформирования ЖКХ.

·       300 млрд руб. нужно направить на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда и Российской венчурной компании.

·       100 млрд руб. предстоит дополнительно израсходовать на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов.