Как «закрыть» обособленное подразделение?

| статьи | печать

Обособленное подразделение ЖКХ (ОП ЖКХ) было создано в 2000 г. в качестве обособленного подразделения администрации сельского поселения. В настоящее время ОП ЖКХ ликвидируется по решению администрации. ОП ЖКХ имеет отдельный баланс, на котором числятся основные средства, дебиторская и кредиторская задолженности, начисленные и неоплаченные платежи населения и т.п. Сейчас учредитель создает новое предприятие — МУП ОЖКХ.

Как правильно произвести закрытие ОП ЖКХ? Что сделать для перевода его имущества?

Ч.С. Каснаускас

 

Для ответа на ваш вопрос необходимо выяснить статус ОП ЖКХ.

С точки зрения муниципального законодательства ОП ЖКХ является органом местного самоуправления (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

А с точки зрения гражданского законодательства ОП ЖКХ может являться обособленным подразделением или органом юридического лица — администрации сельского поселения.

Обособленными подразделениями в гражданском праве принято называть филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), расположенные вне мест нахождения создавших их юридических лиц. Сами представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Администрация сельского поселения имеет статус юридического лица (учреждения) и в принципе может создавать филиалы и представительства. Существование этих обособленных подразделений должно быть отражено в ее уставе.

Таким образом, ОП ЖКХ является обособленным подразделением (по смыслу ст. 55 ГК РФ) при соблюдении двух условий: его создание отражено в уставе администрации (причем с указанием его статуса — филиал или представительство) и оно расположено вне места нахождения администрации (в другом населенном пункте).

В таком случае ОП ЖКХ может быть ликвидировано по решению администрации сельского поселения. Процедура ликвидации подразделяется на следующие стадии.

1. Принятие решения о ликвидации обособленного подразделения соответствующим органом управления юридического лица.

2. Внесение изменений или дополнений в учредительные документы юридического лица.

3. Уведомление налогового органа о ликвидации обособленного подразделения и снятие его с налогового учета. Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае принятия юридическим лицом решения о ликвидации своего обособленного подразделения снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления.

В данном случае все имущество ОП ЖКХ, являясь собственностью муниципального образования (сельского поселения), переходит на баланс администрации. Туда же переходит вся дебиторская и кредиторская задолженность обособленного подразделения.

После этого муниципальное образование как собственник имущества вправе передать его на праве хозяйственного ведения вновь создаваемому юридическому лицу (МУП ОЖКХ) на основании подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Если же ОП ЖКХ не соответствует признакам филиала или представительства, то с точки зрения гражданского права оно имеет статус органа юридического лица (администрации). В таком случае процедура ликвидации ОП ЖКХ будет включать в себя принятие решения о его ликвидации и внесение соответствующих изменений в устав (если там было отражено создание этого органа).