Импорт догоняет экспорт

| статьи | печать

Оборот внешней торговли в I квартале 2007 года характеризовался двумя тенденциями. Во-первых, его объем рос гораздо медленнее, чем в 2006-м: за январь — март он увеличился на 16,3%, что почти в 2 раза меньше показателя за аналогичный период прошлого года — 29,6%. Во-вторых, расширение стоимостных объемов внешней торговли было обусловлено прежде всего ростом импорта, который подстегивался повышенным внутренним спросом.

Экспорт товаров за первые три месяца 2007 г. (см. табл.) увеличился на скромные 6% (в I квартале минувшего года его рост составил 34,2%). Суммарный экспорт российских товаров и услуг был свыше 71 млрд долл., из которых на страны дальнего зарубежья пришлось 60,9 млрд, а на государства СНГ — 10,4 млрд.

Динамика экспорта почти целиком определялась изменениями мировых цен, в первую очередь на нефть. Средняя цена на российскую нефть Urals на мировом рынке в I квартале составила 54,2 долл. за баррель, что на 6,5% ниже уровня первых трех месяцев 2006 г.

Динамика цен на природный газ выглядела более оптимистично. Его средняя контрактная цена при поставке в страны Западной Европы по сравнению с I кварталом 2006 г. увеличилась на 21,5%.

Объем импорта в I квартале текущего года составил 42,9 млрд долл. По сравнению с соответствующим периодом 2006 г. он повысился на 38,7% (в прошлом году его рост был более скромным — 22,1%).

Из стран дальнего зарубежья наша страна ввезла товаров на сумму 36,3 млрд долл., наши соседи по СНГ поставили своих изделий на 6,7 млрд.

Доля стран дальнего зарубежья, по данным МЭРТ, в общем объеме импорта России чуть-чуть выросла — с 84,2 до 84,3%. А вклад государств СНГ немножко уменьшился — с 15,8 до 15,7 процентного пунктов.

Особенно быстрыми темпами увеличивались поставки машинно-технической продукции и транспортных средств. На их долю пришлось 46,9% всего объема импорта. В стоимостном выражении импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 64,1% (из стран дальнего зарубежья — на 65,4%, из государств СНГ — на 54,5). Ввоз легковых автомобилей в натуральном выражении вырос в 1,6 раза, грузовых — в 1,5 раза.

Стоимость импорта продовольственных товаров и сельхозсырья (кроме текстильного) повысилась на 44,6%. Причем ввоз продовольствия из стран дальнего зарубежья вырос в 1,6 раза, а из государств СНГ — сократился на 9,3%.